УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
НОВОЧЕРКАССКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №25 ИМЕНИ П.К.КАЛЕДИНА
ул. Петрова,17, г. Новочеркасск, Ростовская область, 346414,
Тел. (86352) 56270,56233/ эл. почта: mou25@list.ru
ОКПО 48221686, ОГРН1026102222882, ИНН/КПП 6150929000/615001001
№ 223 от 30.05.2025г.
Аналитическая справка по итогам деятельности школьного
уполномоченного по правам ребенка в МБОУ СОШ № 25 им.
П.К.Каледина и эффективности реализации муниципальной Программы
правового просвещения и воспитания, обучающихся
за 2024 – 2025 учебный год.
1. Введение.
МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина является средним
общеобразовательным учебным заведением, введена в действие в
микрорайоне Хотунок в 1972 году.
Тип школы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа.
Режим работы школы: занятия в две смены по пятидневной рабочей
неделе в 24 учебных кабинетах и классных комнатах.
В школе разработана комплексно-целевая программа развития
адаптивной школы.
Программа работы с молодыми специалистами (принята в 2003 г. на
заседании ПС, протокол №1 от 30.08.2003г.)
Комплексно-целевая программа управления инновационными
процессами МОУ ОШ № 25 им.П.К.Каледина (протокол ПС от 30.08.2003г.).
Образовательная программа МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина.
Программа организации антитеррористической защиты МОУ СОШ №
25 им. П.К.Каледина (протокол № 6 от 30.12.2005г.).
Комплексная программа «Оставайтесь живыми и здоровыми».
Программа духовно – нравственного развития.
Программа «В здоровом теле – здоровый дух».
Программа клуба «Ориентир». Целевая группа участников программы
Подростки от 12 до 18 лет, находящие в трудной жизненной ситуации, в
СОП, дети после прохождения КДН, состоящие на учете в ОДН. В результате
реализации программы подростки научились способам эффективного
взаимодействия с окружающими и приёмам общения; у детей проявились
индивидуальные творческие способности; развились коммуникативные
умения и умения работать в группе; сформировано положительное
отношение к обучению; сформировано умение ставить перед собой цель и
добиваться ее реализации; ребенок обучен способам эффективно
взаимодействия с окружающими; успешно реализована профилактика и
нивелирование девиантного поведения; подавление в воспитанниках
стремления негативного поведения. «Клуб общения» – одна из форм
организации досуга подростков. Данное объединение способствуют
развитию и воспитанию детей.
Формирование культуры безопасности в образовательной среде и
социуме проводится на основе школьной программы «Оставайтесь живыми и
здоровыми», общешкольного плана работы по обеспечению безопасности
школы и других локальных актов. В школе ведется сквозной курс ОБЖ: в
качестве модуля в предмете «Окружающий мир» в 1-4 классах, отдельным
предметом в 5-11 классах. Создан учебно-тренировочный комплекс для
проведения практических занятий и объектовых тренировок.
Школа оборудована автоматической пожарной сигнализацией,
пожарным водоемом, средствами пожаротушения, оснащена средствами
тревожной сигнализации, выдающими по каналам связи информацию на
системы централизованного пункта наблюдения, охраны и экстренного
выезда наряда полиции по сигналу «Тревога», камерами внешнего
видеонаблюдения.
Согласно общешкольному плану работы регулярно (1 раз в месяц)
проводятся тренировочные эвакуации различной степени сложности (при
пожаре, террористическом акте, ГО, ЧС и др.).
Эффективность работы образовательных и воспитательных программ
напрямую связана с сохранением здоровья обучающихся. Здоровье
сберегающая деятельность школы представлена системой различных форм и
методов работы, адекватных возрасту и состоянию здоровья детей. В школе
разработана «Модель спортивного досуга обучающихся».
Жизнедеятельность школы строится в соответствии с требованиями
распорядительных документов СЭС, медицинских учреждений города.
В школе реализуется программа «Бесплатное питание».
МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина расположена в районе, где
преобладает частный сектор, поэтому удаленность его от школы в радиусе
составляет до 5 км. Однако рядом со школой проходят городские маршруты
автобусов, трамвайные пути, и доставка обучающихся не вызывает
затруднений. 78% обучающихся живут на расстоянии пешеходной
доступности от школы, тратя на дорогу от 15 до 25 мин.
В школе обучается 578 человек.
Социальный портрет семей обучающихся показывает, что 20,3 % - дети
из неполных семей, 22,4% - из многодетных семей; есть опекаемые 1,2%,
дети – инвалиды (0,3 %). Национальный состав разнороден: 83,7% - русские,
1,9% - армяне, 4,9% - цыгане, 0.1% - украинцы, 2,1 % - дагестанцы, 0,2% грузины, 1% - лезгины, 0,1% - чечены, 1,9% - другие национальности.
Образовательный ценз родителей невысок – только 44% имеют высшее
образование, незаконченное высшее – 12 %, 38 % имеют только среднее
специальное образование, среднее образование – 4 %, не имеют образования
– 2 %.
Отсутствие культурно – досуговых учреждений в микрорайоне делает
школу главным социокультурным центром развития и воспитания для
местного сообщества.
В школе оборудован компьютерный класс, классы с интерактивной
доской, телевизором, мобильный класс, цифровая лаборатория, имеется
спортивный инвентарь, наглядные пособия.
Школа имеет обучающие программы по всем предметам, которые
регулярно используются в воспитательно-образовательном процессе.
Уровень применения информационных технологий в воспитательнообразовательном процессе в данном учебном году составил 99,5%. Отмечена
положительная динамика оснащения образовательного процесса
компьютерными обучающими программами.
2. Работа с обращениями и жалобами обучающихся.
Анализ заявлений, поступивших от детей, показывает, что
большинство вопросов касается участников образовательного процесса.
В течение учебного года к школьному уполномоченному обращались
учащиеся по вопросам нарушения прав и интересов детей.
Уполномоченным по правам ребенка проведены консультации и
беседы по вопросам унижения человеческого достоинства, нарушения права
на сохранность здоровья, конфликтов «ученик – ученик», «ученик –
учитель», «Родитель-ученик» данные конфликтные ситуации разрешены.
Ведется журнал учета обращений участников образовательного процесса.
Всего поступило 7 обращений.
Количес Возрастно Состав
Спектр
Обращения Обращения с
тво
й состав
заявител причин
с
восстановленн
обращен обративши ей по
обращен подтвержде ыми правами
ий
хся
гендерно ий
нием
му
нарушения
признак
прав
у
7
11-36 лет
4-ж
Ученик- 3
0
3-м
ученик
Учительученик
Учительродитель
Родитель
-ученик
Возрастной состав обратившихся.
Возрастной состав обратившихся
11 лет
13 лет
17 лет
30 лет
36 лет
Из данных обращений путем примирительных процедур разрешены 7
конфликтных ситуаций, нарушение прав подтвердилось в 3 из них.
3. Статистика основной деятельности.
Общее Коли Колич Коли Коли Коли
число честв ество честв честв честв
меропр о
мероп о
о
о
иятий/ меро рияти меро меро меро
из них прия й
прият прия прия
с
тий
патри ий по тий с тий с
личны прав отиче граж учас учас
м
овог ской
данск тием тием
участи о
напра ому
адво роди
ем
прос вленн воспи ката теле
школь веще ости
тани
й
ного
ния
ю
уполно
моченн
ого
36/20
20
50
17
0
5
Коли
честв
о
меро
прият
ий с
участ
ием
специ
алист
ов
систе
мы
проф
илакт
ики
6
Количе
ство
инфор
мацио
нных
матери
алов
(листо
вки,
статьи
в
СМИ)
Обще
е
колич
ество
детейучаст
ников
мероп
рияти
й/из
них
групп
а
«риск
а»
Коли
честв
о
детей
групп
ы
«риск
а»,
прив
лечен
ные в
круж
ки и
секци
и
10
578/15 7
4. Исполнение муниципальной программы гражданско-правового
и патриотического воспитания.
Для достижения основных задач правового просвещения и воспитания
школьным уполномоченным МБОУ СОШ № 25 использована Программа
правового просвещения и воспитания обучающихся муниципальных
общеобразовательных учреждений г. Новочеркасска.
Для классных руководителей начальной, основной и старшей школы
распланированы мероприятия на 2024-2025 учебный год. В течение года
школьный уполномоченный посетил классные часы по правовому
воспитанию.
Целью проведения данных мероприятий является: развитие понимания
многообразия и индивидуальности, чувства ответственности, уважения
свободы и достоинства личности, понимания справедливости, всеобщего
равенства прав.
Анализируя уровень и качество приобретения выпускниками правовых
компетенций, можно сделать вывод, что на каждой ступени обучения
учащимися усвоены правовые знания, которые они могут использовать в
жизни.
1. Категория «Знать/понимать»:
начальная школа – 60%;
основная школа – 51%;
старшая школа – 66%.
2. Категория «Уметь»:
начальная школа – 47%;
основная школа – 47%;
старшая школа – 48%.
3. Категория «Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни»:
начальная школа – 56%;
основная школа – 58%;
старшая школа – 71%.
Для проверки освоения правовых знаний и компетенций школьным
уполномоченным были использованы различные формы работы:
интеллектуальная игра, брейн-ринг, беседы, интервьюирование.
В течение года проводились встречи с инспектором по делам
несовершеннолетних. Беседы включали вопросы профилактики
правонарушений и преступлений, ответственности за совершенные деяния,
были рассмотрены вопросы, связанные с нарушением прав личности.
Положительной стороной встреч с инспектором по делам
несовершеннолетних является заинтересованность обучающихся, а
приведение инспектором конкретных примеров нарушения закона позволяет
обучающимся разобраться в возникающих у них вопросах.
В соответствии с планом работы школьного уполномоченного
проводилась работа с родительской общественностью. Школьным
уполномоченным были посещены родительские собрания, на которых
освещались вопросы, связанные с деятельностью уполномоченного по
правам ребенка в школе. В рамках просветительской работы проведены
родительские собрания на тему «Дом, в котором я живу» - о правах и
обязанностях членов семьи, «Интернет безопасность ребенка».
Проводился месячник профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, пропаганды правовых знаний среди
несовершеннолетних и родителей (01.10 – 15.10);
Встречи со школьным уполномоченным по правам ребенка.
Распространение информации в социальных сетях школы о правах детей, по
пропаганде ответственного родительства, профилактике семейного насилия,
жестокого обращения с детьми и др.
Единый урок «Права человека» (10.12.2024г.)
Классные часы: «Мои права и мои обязанности» (5 – 6 классы) (01.03.)
Проведение разъяснительной работы среди учащихся по
предупреждению экстремизма: «Гражданская и уголовная ответственность за
проявление экстремизма», «Экстремизм – антисоциальное явление»,
«Профилактика правонарушений несовершеннолетних» и др. (в течение
года);
Воспитание у подростков уважения к Закону, правопорядку,
позитивным нравственно-правовым нормам: - Развитие правового
самосознания – Разъяснение существующего законодательства о правах и
обязанностях воспитанников: Конституция РФ; Семейный кодекс;
Гражданский кодекс - Правовое просвещение, оформление и ведение
правового уголка.
5. Нарушение прав несовершеннолетних.
* Проведена беседа с учениками 7 класса (2 человека) об
ответственности за нарушение правил поведения обучающихся, Устава
школы.
* Обратилась мама ученика 5 класса по вопросу нарушения прав на
охрану здоровья. Её ребенок подвергся словесным угрозам со стороны
одноклассника. Конфликт разрешен.
* Проведена беседа с мамой одного из ученика школы по поводу
конфликтной ситуации.
6. Заключение.
Таблица изменения индикаторов эффективности
Индикатор эффективности
Общее число
обучающихся/количество
правонарушений,
совершенных учащимися
организации
Количество конфликтов в
детской среде (данные
психолога/уполномоченного)
2017г
438/0
2018г
503/0
2019г
533/0
2020 г
535/1
2021 г
566/2
2022г
594/0
2023г
621/3
2024г
602/6
2025
578/4
23/5
18/4
11/3
1/6
8/8
5/5
6/6
5/5
4/4
Доля обучающихся,
состоящих на
внутришкольном учете, от
общей численности
обучающихся
5/1,1
5/0,9
1/0,1
3/0,5
3/0,5
0/0
10/0,1
3/0,4
4/0,6
Доля обучающихся,
вовлеченных в правовое
воспитание, в том числе
участие в конкурсах,
викторинах, олимпиадах
правовой тематики, из них
детей «группы риска», от
общей численности
обучающихся
236/5
274/5
328/1
535/3
566/3
594/5
568/10
602/3
578/4
Школа работает по данной программе 7-й год, можно сделать вывод, что динамика формирования правового сознания
обучающихся положительна на данном этапе. Анализируя результаты проверки правовых знаний, можно сделать вывод,
что педагогический коллектив школы совместно с уполномоченным по правам ребенка должен продолжить работу по
правовому просвещению и воспитанию обучающихся. Данная работа должна проводиться целенаправленно и на
постоянной основе.
И.о. директора
МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина
Школьный уполномоченный
по правам ребенка
Сниткина Л.А.
Окулич Е.С.