РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 30 августа 2023г.) УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №25 им. П.К.Каледина __________ Т.В.Ковалева Приказ № 245 от 30.08.2023г. ШКОЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «НАСЛЕДИЕ» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №25 ИМЕНИ П.К. КАЛЕДИНА НА ПЕРИОД 2023-2028 ГОДЫ. г. Новочеркасск Школьная целевая комплексная патриотическая программа «Наследие» 1. Введение Школьная целевая комплексная патриотическая программа «Наследие» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ, Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ». Школьная патриотическая программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся школы и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания обучающихся как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых организационных, воспитательных мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания. Программа опирается на принципы демократии, доступна для участия в ней всех обучающихся, родительской общественности, педагогов, общественных организаций на основе их собственных инициатив. 2. Цели и задачи Программы. Цель программы: Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, формирование нового сознания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях и при самых острых ситуациях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: продолжить создание системы патриотического воспитания; повысить качество патриотического воспитания через клубы и центры патриотического направления, проводить исследовательскую, пропагандистскую работу с целью развития патриотизма как стержневой составляющей России, развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры; координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи; дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе; использование всех возможных средств для воспитания у обучающихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям демократического общества. 3. Основные направления реализации Программы Структурная модель школьной целевой комплексной патриотической программы: Программа патриотического воспитания «Наследие» Блоки «Гражданин страны» «Символика России» «Казачье Наследие» Воспитательные задачи Приобщение детей и подростков к развитию национального самосознания. Знание, использование своих гражданских прав и добросовестное выполнение гражданских обязанностей. Формирование осознанного отношения к политике, экономике государства, его культурного наследия и потенциала. Основное содержание Преподавание курсов «Обществознание», «Право», «История культуры Дона». Изучение национальных игр, традиций, прикладного искусства и др. Основные формы Изучение Устава школы, и др.регламентирующих документов. Игра «Выборы президента» Встречи с интересными людьми. создание условий для изучения обучающихся государственной символики России, Ростовской области, Новочеркасска, оформление уголков «Символика России» в классных кабинетах, школе. Приобщение детей и подростков к истории Донского края. Воспитание гордости за истории Дона и Ростовской популяризация, использование государственной символики на школьных мероприятиях. изучение символики России, порядка использование гимна, флага, герба РФ экскурсии в музеи города. уроки обществознания, классные часы; мероприятия. Знакомство с историей Донского края и Ростовской области. Работа по благоустройству школы, школьного Экскурсии. Посещение театров, выставок, музеев. Субботники, трудовые десанты. Встречи с интересными «Я житель и гражданин Новочеркасска» «Человек мира» «Защитники Отечества» области, любви к своему городу, уважения к его истории и жителям, уважение к казачьим традициям Приобщение детей и подростков к участию в различных общественных инициативах. Воспитание гордости за звание Новочеркассец, любви к своему городу, уважения к его истории и жителям, уважение к казачьим традициям Формирование глобального мышления, целостного восприятия мира, формирование экологического самосознания и поведения. Воспитание ответственности за благополучие, безопасность и радость жизни. Оказание моральной и материальной поддержки нуждающимся. Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Знакомство с жизнью и деятельностью истинных сынов Отечества. Воспитание двора и прилегающей территории. Возрождение и развитие казачьих культурных традиций. Знакомство с историей Новочеркасска. Работа по благоустройству школы, школьного двора и прилегающей территории. Возрождение и развитие культурных традиций Новочеркасска. людьми. Праздники. Участие в конкурсах. Экскурсии. Посещение театров, выставок, музеев. Субботники, трудовые десанты. Встречи с интересными людьми. Праздники. Распространение идей культуры мира. Изучение и соблюдение гражданских прав и свобод ребенка. Изучение и развитие национальных, традиций культуры и традиций других стран мира. Диспуты, дискуссии. Психологические тренинги. Семейные праздники. Проекты. Экологические проекты. Изучение военной и трудовой истории Отечества. Сбор материалов по истории культуры страны, по военной истории. Благотворительная деятельность в адрес ветеранов пострадавших от различных Празднование Дней Воинской Славы России. Уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганистана и чеченских событий. Связь с воинскими Краеведческий центр «Наследие» «Хранители истории» «Школьный Музей Победы» «Без срока давности» «Здоровье» готовности к защите своей Родины. Подготовка к служению Отечеству. создание условий для исследовательской краеведческой работы по истории школы, микрорайона города, развитие активных форм работы по просветительской работе по патриотизму, формированию патриотического сознания сохранить памятники Неизвестному солдату в микрорайоне школы, создать условия для работы отряда «Милосердие». Превращение школьного музея в центр гражданскопатриотического воспитания учащихся. Формирование на базе музея различных объединений, клубов патриотической направленности. Развитие форм музейной педагогики. Создание условий для сохранения физического, психического и нравственного событий. работа над краеведческими проектами, проведение акций, Вахты Памяти, создание и проведение краеведческих общественных проектом. частями. Военнопатриотический месячник выступление на краеведческих конференциях, проведение проектов, экскурсий, праздников, встреча со старожилами. организация субботников по поддержанию памятника Неизвестному солдату; помощь ветеранам и участникам ВОВ учащимся школы. субботники; Вахта Памяти; митинги; возложение цветов к памятнику; организация помощи ветеранам ВОВ; поздравление с праздниками; уроки мужества. Совершенствование Организация форм работы музея; экскурсий, углубление и сменных расширение его экспозиций. деятельности. Туристско Привлечение экспедиционная и учащихся к поисковая работа поисковой, Организация исследовательской смотров, работе. конкурсов, Участие в викторин, городских, тематических областных акциях. праздников Приобщение обучся к разным формам физической культуры. Работа спортивных кружков и секций. Организация спортивномассовой работы: здоровья обуч-ся. Воспитания здорового образа жизни. «Юные таланты» Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей. Создание условий для творческой самореализации уч-ся. Формирование художественного вкуса, стремление к красоте во всех проявлениях жизни. Приобщение к духовным ценностям. Развитие экологической культуры. Организация интересного и плодотворного досуга. Организация и совершенствование форм дополнительного образования, его содержания. Проведение школьного фестиваля «Юные таланты» Приобщение обучся к творчеству. спартакиады, соревнований, походов и др. Организация спортивного досуга Смотры, творческие отчеты, фестивали. Конкурсы. Акции. Праздники, концерты. 4. Реализация Программы. Программа реализуется педагогическим коллективом школы, при содействии и активном участии родительской общественности, общественных организаций, ветеранов и участников ВОВ, боевых действий и других служб. 5. Оценка эффективности реализации Программы. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, широту охвата учащихся школы, активное участие и результативность участия в городских, областных, Российских мероприятиях и других. Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением учащихся школы к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления. Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе.