РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета (протокол №1 от 30.08.2022 г.) УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №25 им. П.К.Каледина __________ Т.В.Ковалева «01» сентября 2022 г. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ!» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №25 ИМЕНИ П.К. КАЛЕДИНА НА ПЕРИОД 2022-2027 ГОДЫ. г. Новочеркасск Содержание Стр. I. Паспорт Программы «В здоровом теле – здоровый дух!». …… 3-5 II. Направления деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся ……………………………….………………… 6- 20 III. Модель организации спортивного досуга «Заниматься спортом – только с удовольствием!»……………………………………………………… 21- 35 IV. Программа по профилактике употребления психоактивных веществ…………....................................................................................... 36 - 39 V. Программа по реализации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков………………………………………………………………. 40 - 54 I. Паспорт программы «В здоровом теле – здоровый дух». 1. Наименование Программы: Программа «В здоровом теле – здоровый дух» (далее - Программа). 2. Основание для разработки Программы (нормативные акты): 1. 2. 3. Федеральная междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений. Закон «Об образовании в РФ» Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 4. Цель Программы: 1. 2. 3. 4. 5. 5. Сохранение и повышение уровня здоровья каждого ученика. Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни. Развитие навыков поведения, способствующих укреплению здоровья и препятствующих употреблению наркотических, психоактивных веществ; формирование у обучающихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе». Обеспечение нормального уровня физической подготовки. Организация учебно-воспитательного процесса в школе с учётом результатов медико-психологического обследования обучающихся. Основные направления: 1. Деятельность школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. 2. Модель организации спортивного досуга «Заниматься спортом – только с удовольствием!» 3. Программа по профилактике употребления психоактивных веществ. 4. Программа по реализации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков. 6. Сроки реализации Программы: 2022-2027 годы. 7. Основные мероприятия Программы: 1. Изучение основ здорового образа жизни на уроках, факультативах. 2. Лекторий для родительской общественности. 3. Дни здоровья. 4. Спартакиада, спортивные соревнования. 5. Работа спортивных секций, клубов, ШСК. 6. Просвещение учащихся, родителей по ЗОЖ. 7. Организация питания в школе. 8. Диспансеризация школьников, медосмотры. 9. Организация летней оздоровительной площадки «Светлячок». 10. Организация спортивного досуга школьников. 8. Исполнители и соискатели Программы: Учителя-предметники, классные руководители, зам. директора по УВР, обучающиеся, родительская общественность, обслуживающий персонал школы, врач, медсестра, педагог-психолог, социальный педагог, комиссия расследованию НС, ЧП, Совет по профилактике, ответственный за организацию питания в школе. Службы: руководители ДО, УО, др. службы. 9. Создание условий для реализации Программы: 9.1. Кадры. Учителя-предметники, классные руководители 1-х-11-х классов, администрация школы, психолого-социально-педагогическая служба, медицинская сестра школы, обслуживающий персонал. Школа охвачена 90% необходимыми кадрами для реализации Программы. 9.2. Материально - техническая база. Школа оснащена материально-технической базой для реализации Программы: - спортивный зал, спортивный инвентарь, - спортивно-оздоровительный комплекс, - наглядные пособия, - медицинский кабинет, - столовая, буфет и др. 9.3. Повышение профессионального мастерства. Регулярно педагогический коллектив проходит курсовую переподготовку по направлениям Программы. С педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом (согласно графика) проводятся инструктажи, семинары, создание условий для безопасного образования, по формам работы с учащимися и родительской общественностью. 10. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: снижение травматизма, сохранение благоприятного психологического климата в школе, снижение уровня заболеваемости, укрепление здоровья школьников, создание здоровьесберегающих условий обучения и развития обучающихся. 11. Контроль за исполнением Программы: Контроль реализации Программы осуществляется администрацией школы, УО. Формы контроля администрации школы: посещение уроков, занятий, мероприятий, обобщение опыта классных руководителей; соревнования классов; результативность и успех классов в соревнованиях; отчеты классных руководителей о проделанной работе; участие классов городских конкурсах, соревнованиях; проверка классных журналов, документации классных руководителей и т.д. Анализ работы школы фиксируется в отчетах, аналитических справках, приказах по школе и других локальных актах и документации. РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 30.08.2022 г. ) УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №25 им. П.К. Каледина __________ Т.В.Ковалева «01» сентября 2022 г. Программа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся I. Паспорт программы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. 1. Наименование Программы: Программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. (далее - Программа). 2. Основание для разработки Программы (нормативные акты): 1. 2. 3. Федеральная междисциплинарная программа «Здоровье» для средних образовательных учреждений. Закон «Об образовании в РФ» Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 3. Цель Программы: Сохранение и повышение уровня здоровья каждого ученика. Формирование у учащихся культуры здорового образа жизни. Развитие навыков поведения, способствующих укреплению здоровья и препятствующих употреблению наркотических, психоактивных веществ; формирование у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе». Совершенствование организации работы: воспитательной, профилактической и по обеспечению медико-социально-психологопедагогического сопровождения учащихся. Обеспечение нормального уровня физической подготовки. Проведение мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека. Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка системы мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся и минимизирующих влияние стрессо-образующих факторов образования. Организация учебно-воспитательного процесса в школе с учётом результатов медико-психологического обследования учащихся. 1. Основные направления: 1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса. обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы; обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности; обеспечение здоровьесберегающего режима работы школы; организация рациональной системы питания учащихся; обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся; разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся; мониторинг здоровья школьников. 2. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся. Оборудование спортивной площадки и стадиона Приобретение моющих и чистящих средств 3. Информационно-аналитическая деятельность, ориентированная на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. организация семинаров для учителей: «Здоровьесберегающая педагогика», «Валеология в школе и дома», «Проблемы нравственного воспитания школьников», «Особенности полового воспитания в школе», «Предупреждение переутомления школьников»; конференции, лектории, викторины для учащихся на валеологические темы; мониторинг здоровья школьников. 4. Методико-санитарное обеспечение, лечебно-профилактическая работа со школьниками. просветительное образование. работа социально-медико-психологической службы школы. профилактические мероприятия. медицинские осмотры учащихся. 5. Физкультурно-оздоровительные мероприятия. профилактика и коррекция здоровья: утренняя зарядка, физкультминутки, витаминотерапия, йодная профилактика, зарядка для глаз; разработка комплексов упражнений лечебной гимнастики для разных групп обучающихся по показаниям врача; проведение в школе дней здоровья и спорта; профилактические мероприятия в период каникул; проведение спортивно-массовых мероприятий. 6. Профилактическая и просветительная работа по пропаганде здорового образа жизни. использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий; разработка валеологической тематики классных часов; профилактическая работа. 7. Работа с родителями. профилактические мероприятия, консультации. 5. Сроки реализации Программы: 2022-2027 годы. 6. Основные мероприятия Программы: 1. Изучение основ здорового образа жизни на уроках, факультативах. 2. Лекторий для родительской общественности. 3. Дни здоровья. 4. Спартакиада, спортивные соревнования. 5. Работа спортивных секций, клубов. 6. Просвещение учащихся, родителей по ЗОЖ. 7. Проведение физкультминуток, пауз, утренней зарядки. 8. Организация питания в школе. 9. Классные часы, беседы, встречи с врачами. 10. Диспансеризация школьников, медосмотры. 11. Мониторинг здоровья школьников, их заболеваемости. 12. Организация летней оздоровительной площадки «Светлячок». 13. Организация спортивного досуга школьников. 7. Исполнители и соискатели Программы: Учителя-предметники, классные руководители, зам. директора по УВР, учащиеся, родительская общественность, обслуживающий персонал школы, врач, медсестра, психолог, соцпедагог, комиссия расследованию НС, ЧП, Совет по профилактике, ответственный за организацию питания в школе. Службы: руководители ДО, УО, др. службы. 8. Создание условий для реализации Программы: 8.1. Кадры. Учителя-предметники, классные руководители 1-х-11-х классов, администрация школы, психолого-социально-педагогическая служба, медицинская сестра школы, обслуживающий персонал. Школа охвачена 80% необходимыми кадрами для реализации Программы. 8.2. Материально - техническая база. Школа оснащена материально-технической базой для реализации Программы: - спортивный зал, спортивный инвентарь, - спортивно-оздоровительный комплекс, - наглядные пособия, - медицинский кабинет, - столовая, буфет и др. 8.3. Повышение профессионального мастерства. Регулярно педагогический коллектив проходит курсовую переподготовку по направлениям Программы. С педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом (согласно графика) проводятся инструктажи, семинары, создание условий для безопасного образования, по формам работы с учащимися и родительской общественностью. 9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: снижение травматизма, сохранение благоприятного психологического климата в школе, снижение уровня заболеваемости, укрепление здоровья школьников, создание здоровьесберегающих условий обучения и развития учащихся. 10. Контроль за исполнением Программы: Контроль реализации Программы осуществляется администрацией школы, УО. Формы контроля администрации школы: посещение уроков, занятий, мероприятий, обобщение опыта классных руководителей; соревнования классов; результативность и успех классов в соревнованиях; отчеты классных руководителей о проделанной работе; участие классов городских конкурсах, соревнованиях; проверка классных журналов, документации классных руководителей и т.д. Анализ работы школы фиксируется в отчетах, аналитических справках, приказах по школе и других локальных актах и документации. НАПРАВЛЕНИЯ деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья. 1. Организационная работа по формированию здоровьесберегающей образовательной среды. №№ п.п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Наименование содержания Сроки Ответственные Организация оздоровительных режимных моментов при проведении в первой половине дня (зарядка, физкультминутки, динамические паузы). Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке). Составление расписания уроков, предусматривающего чередование предметов с высоким баллом по шкале труд ности с предметами, которые предполагают частичную релаксацию учащихся. Составление расписания второй половины дня в ГПД, предусматривающего чередование занятий и периодов отдыха. Составление индивидуальных учебных планов для учащихся с ограниченными возможностями, которые обучаются на дому. Организация дежурства учителей на переменах. Проведение смотров кабинетов. Маркировка мебели Ежедневно Учителяпредметники Ежедневно Учителяпредметники Начало каждой четверти Заместители директора Начало каждой четверти Зам.директора по ВР Августсентябрь Зам. директора по УВР. В течение года Сентябрь Своевременное информирование участников образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра. Мониторинг заболеваемости учащихся по итогам Каждой четверти, учебного года, диспансеризации. Формирование групп здоровья учащихся Один раз в полугодие Зам.директора по ВР Зам.директора по АХР Заместители директора, медсестра Составление социологических карт по классам, составление списков: - учащихся группы риска; - проблемных семей; - многодетных семей; - малообеспеченных семей; - неполных семей; - детей с заболеваниями. Сентябрь Один раз в год Постоянно Сентябрь Медсестра Медсестра, зам. директора по УВР. Врач, медсестра, учителя физкультуры Социальный педагог, классные руководители, медицинский работник 13. Диспансеризация учащихся школы В течение года Медицинский работник 14. Учёт посещаемости учащихся школы В течение года 15. Сентябрь 16. Издание приказов: - об охране жизни и здоровья школьников; - о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда Составление графика работы технического персонала Заместители директора по УВР, ВР, классные руководители Директор школы 17. Соблюдение воздушного и светового режима в школе Постоянно 18. Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период 19. Обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности в школе К началу зимнего периода Постоянно 20. Постоянно 21. Содержание в исправности всех средств пожаротушения Обеспечение хранения спортивного инвентаря 22. Организация ремонта учебных кабинетов 23. Подготовка актов по приёмке школы к новому учебному году Приёмка школы к новому учебному году Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды Проверка состояния охраны труда в школе и документации по технике безопасности в учебных кабинетах Летний период Июль – август Август Август – сентябрь Февраль – май 24. 25. 26. Сентябрь Постоянной По отдельному плану Обеспечение требований к охране труда при проведении итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах Обеспечение исправности электрохозяйства Май – июнь Постоянно 30. Обеспечение требований техники безопасности во время ремонта школы и трудовой практики учащихся В летний период 31. Разработка плана мероприятий по охране труда и технике безопасности в школе Сентябрь 29. Зам. директора по АХР Директор, зам. директора по АХР Директор, зам. директора по АХР Директор, зам. директора по АХР Зам. директора по АХР Учителя физкультуры, зам. директора по АХР Зам. директора по АХР зам. директора по АХР Директор школы Зам. директора по АХР Зам. директора по УВР Администрация школы, профком Зам. директора по УВР Зам. директора по АХР Зам. директора по АХР, начальник лагеря Администрация школы, профком 32. Оформление листков здоровья в классных журналах Сентябрь 33. Обеспечение учащихся 1 - 11-х классов бесплатным питанием, молоком в 1 – 4 классах В течение учебного года 34. Работа в рамках городской программы «Спартакиада школьников» Постоянно 35. Контроль физического воспитания учеников По отдельному плану 36. Контроль преподавания ОБЖ 37. Контроль преподавания элективных курсов в начальных классах Проведение методических совещаний на тему: «Учёт индивидуальных особенностей детей». Обзор учебной, научной и популярной литературы по валеологии. Организация летней оздоровительной площадки (РВО) при школе По отдельному плану По отдельному плану Один раз в год Один раз в четверть Июнь 38. 39. 40. 41. Озеленение учебных кабинетов и территории школы Майсентябрь 42. Проведение месячника по очистке школьной территории Май Классные руководители, медицинский работник Директор школы, зам. директора по УВР, ВР, отв. за организацию питания, заведующая столовой Зам. директора по ВР, учителя физкультуры Администрация школы, учителя физкультуры Администрация школы Администрация школы Заместители директора Педагог-психолог, библиотекарь Зам. директора по ВР начальник о/л «Светлячок» Зам. директора по ВР АХР учителя биологии Зам. директора по ВР АХР 4. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся. №№ п.п 1. 2. 3. 4. 5. Наименование содержания Сроки Ответственные Дооборудование спортзала Оборудование спортивной площадки и стадиона Обеспечение руководителей методических объединений учебно-методической литературой по проблеме сохранения здоровья школьников. Приобретение лекарственных препаратов для витаминизации. Приобретение моющих и чистящих средств Ежегодно Сентябрь В течение года Директор Директор В течение года Постоянно Медсестра Библиотекарь Зам. директора по АХР 6. Приобретение посуды для столовой 7. Приобретение сантехнического оборудования, люминесцентных и электрических ламп Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования и ТСО для кабинетов 8. В течение года В течение года В течение года Зам. директора по АХР Зам. директора по АХР Зам. директора по АХР 5. Информационно-аналитическая деятельность, ориентированная на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. № № п. п/п 1. 2. Наименование содержания Проведение заседания совета школы с повесткой дня «Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и укрепления здоровья» Аналитическая деятельность, включающая в себя: - организацию социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей, учителей; - анализ способов и форм доведения информации до родителей; - анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающих условий; - коллективный анализ качества педагогических условий обеспечивающих сохранение и укрепление психологического здоровья школьников. Сроки Ответственные Октябрь Директор, заместители директора по УВР В течение года Директор, заместители директора, педагог-психолог 4. Методико-санитарное обеспечение, лечебно-профилактическая работа со школьниками. №№ п.п 1. 2. 3. 4. 5. М е р о п р и я т и я Сроки Ответственные Диагностика состояния здоровья и физического развития школьников. Определение физической подготовленности обучающих ся на начало учебного года. Обеспечение обследования дошкольников – потенциальных первоклассников – по определению их функциональ ной готовности к обучению в школе. Организация динамического наблюдения с оценкой состояния здоровья допризывников и потенциальных призывников (по выявлению факторов риска заболеваемости). Обеспечение медико-педагогического контроля за: - проведением противоэпидемических мероприятий; - санитарно-гигиеническими условиями; - организацией питания; - состоянием физического воспитания детей. Один раз в год Сентябрь Медработник школы Март В течение года В течение года Учителя физкультуры Учителя будущих первых классов, медработник Классные руководители 9 - 11-х классов, медработник школы Медработник, заместитель директора по УВР 5. Физкультурно-оздоровительные мероприятия. № п/п. 1. М е р о п р и я т и я Сроки 4. Организация в школе: - групп здоровья для занятий физкультурой и спортом; - специальных медицинских групп. Организация работы спортзала с максимальным охватом детей во внеурочное время. Обеспечение обязательных физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме для школьника: - физкультминуток и динамических пауз в ходе учебного процесса; - подвижных игр вор время перемен; -ежедневного спортивного часа в режиме работы ГПД. Проведение дня здоровья и спорта 5. Проведение школьной спартакиады 6. Организация туристических походов и экскурсий: - на ближние расстояния с элементами туристической подготовки (1-4-е классы); - на средние расстояния с элементами туристических соревнований (5-10-е классы). Оздоровительная работа в летнем лагере 2. 3. 7. 8. 9. 10. Проведение углублённого медицинского осмотра первоклассников Проведение медосмотра педагогов школы Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива Ответственные В течение года Администрация, учителя физкультуры В течение года В течении года в соответствии с планом работы школы Администрация, учителя физкультуры Учителя школы, руководитель ГПД 2-3 раза в год В течение года По отдельному плану Учителя физкультуры Учителя физкультуры Руководитель туристического клуба По отдельному плану Заместители директора, учителя физкультуры, ОБЖ. Медицинский работник Июнь – август Май июнь Июнь – август Администрация Директор школы профком 6. Профилактическая и просветительная работа по пропаганде здорового образа жизни. № п.п 1. 2. 3. 4. 5. Мероприятия Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, встречи) Оказание социальной поддержки детям и подросткам оказавшимся в трудной жизненной ситуации Проведение недели пропаганды здорового образа жизни Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках. Профилактика у учащихся близорукости и сколиоза, режим проветривания классных комнат на переменах Сроки Ответственные По отдель- Зам. директора по ВР ному плану классные руководители Постоянно Классные руководители социальный педагог В теч. года Зам. директора по ВР По графику Постоянно Медицинский работник Зам. директора по УВР учителя 6. 7. 8. 9. 10. Витаминотерапия в весенний период Май – апрель Проведение бесед о вреде курения употребления спир- По плану тосодержащей продукции наркотических и психотроп- зам.дир.по ных средств (5-11-е классы) ВР Создание библиотеки методической литературы по До проблеме здорового образа жизни декабря Обеспечение соблюдения правил техники безопасности Во время и пожарной безопасности во время проведения новогод каникул них мероприятий и на каникулах Реализация программы профилактики употребления В течение ПАВ года Медицинский работник Зам. директора по ВР социальный педагог Зам. директора ВР, библиотекарь Зам. директора по ВР. АХР Социальный педагог 7. Работа с родителями. №№ п.п 1. 2. 3. 4. 5. Наименование содержания Консультация родителей по вопросам охраны здоровья детей. Валеологическое просвещение родителей на тематических родительских собраниях по темам: - «Возможные направления оздоровительной работы в группах здоровья»; - «Мотивация ведения здорового образа жизни: предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в ранний алкоголизм»; - «Физиологические нормы и критерии здоровья школьников»; - «Режим дня школьника: возрастные особенности»; - «Половое воспитание школьников», - «Здоровье школьника». Родительское собрание на тему: «Организация питания школьников». Тренинг обучения здоровому жизненному стилю Проведение классных родительских собраний, консультаций по актуализации ценности здоровья. Сроки Ответственные Постоянно Педагог-психолог, классные руководители По отдельному плану Классные руководители Сентябрь Администрация В течение года Два раза в год Педагог-психолог Классные руководители 8. Содержание работы школьного медицинского работника. № п/п I 1. 2. 3. 4. Содержание работы Организационная работа Проверка санитарного состояния школы и выявление травмоопасных мест перед началом каждого учебного периода Сверка медицинских документов учащихся Оформление обязательной документации Составление графика диспансеризации Сроки Август, октябрь, ноябрь, январь, февраль, апрель Август-сентябрь Август-сентябрь Сентябрь II 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. III 1. 2. 3. 4. 5. IV V VI Лечебно-профилактическая работа Диспансеризация учащихся с 1-го по 11-й классы Рекомендации учителям и классным руководителям по результатам диспансеризации Необходимое дополнительное обследование учащихся Профилактика спортивного травматизма Контроль уроков физкультуры и спортивных соревнований Контроль состояния учебных мастерских Контроль и сопровождение учебных экскурсий Контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм образовательного процесса Противоэпидемическая работа Анализ иммунозащиты учащихся и планирование профилактических прививок на год Проведение профилактических прививок В случае возникновения инфекционного заболевания в школе проведение противоэпидемических мероприятий; ежегодный контроль за контактными детьми с учетом инкубационного периода заболеваний; дополнительные инструктажи сотрудников школы по санитарной обработке помещений и столовой; ведение учетной документации Постоянный контроль за школьной столовой; контроль за состоянием здоровья работников столовой; контроль ассортимента продуктов, сроков их реализации, технологий обработки продуктов; ведение бракеражного журнала; контроль за санитарным состоянием кухни и обеденного зала Контроль за санитарным состоянием школы Лечебная работа: ежедневный прием учащихся и сотрудников школы; оказание неотложной помощи; назначение лечения в случае заболевания и наблюдение в течение всего периода болезни Санитарно-просветительская работа Лекторий для родителей Октябрь Октябрь Октябрь В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года Октябрь В течение года В период инфекционного заболевания Ежегодно В течение года В течение года В течение года В течение года Содержание валеологического образования в МБОУ СОШ №25 им.П.К.Каледина. 1. Система классных часов в 5-х классах. № п/п 1. 2. 3. Сроки Сентябрь Октябрь Ноябрь 4. 5. Декабрь Январь 6. Февраль 7. 8. Март Апрель 9. Май Тема классного часа Способы преодоления стресса Безопасность поведения в школе «Легальные» и «нелегальные» психоактивные вещества Режим дня Функции основных систем организма Кто проводит Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель, школьный врач Переутомление. Его признаки Классный руководитель, школьный врач. Критика. Ее виды. Способы реагирования Классный руководитель Продукты питания в различных странах Классный руководитель, школьный врач. Правила безопасности на дорогах. Правила Классный руководитель поведения с незнакомыми людьми. Меры предосторожности при контакте со случайными знакомыми. 2. Система классных часов в 6-х классах. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Сроки Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель 9. Май Тема классного часа Кто проводит Межличностное общение Что такое дружба? Как избежать конфликтной ситуации? Моя семья Я и другие. Как я отношусь к критике? Гигиена тела. Правильное питание Психоактивные вещества Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель, школьный врач Личная безопасность. Правила поведения в Классный руководитель экстремальных ситуациях. 3. Система классных часов в 7-х классах. № п/п 1. 2. Сроки Сентябрь Октябрь 3. Ноябрь 4. Декабрь Тема классного часа Безопасное поведение в школе Я и другие. Возможные конфликты с родителями, друзьями, учителями. Безопасное поведение на дорогах и в транспорте Влияние наркотиков на жизненный стиль человека Кто проводит Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель, школьный врач 5. Январь 6. Февраль Стресс, его психологические и физиологические проявления. Способы совладения со стрессом Правила личной гигиены подростков 7. Март Гигиена учебного труда и отдыха 8. Апрель 9. Май Потребности организма подростка в основных веществах и энергии Правила безопасного обращения с огнем. Доврачебная помощь. Классный руководитель Классный руководитель, школьный врач Классный руководитель, школьный врач Классный руководитель, школьный врач Классный руководитель, школьный врач 4. Система классных часов в 8-х классах. № п/п 1. 2. 3. Сроки Сентябрь Октябрь Ноябрь 4. Декабрь 5. 6. Январь Февраль 7. Март 8. Апрель 9. Май Тема классного часа Безопасное поведение на дорогах Бытовой и уличный травматизм Правила выбора гигиенических средств ухода за телом Признаки утомления органов зрения и слуха. Способы снятия утомления Пищевая гигиена Инфекционные заболевания и иммунитет подростка Болезни, передаваемые через пищу Употребление психоактивных веществ как слабость воли, болезнь Безопасное поведение в городе и на природе Кто проводит Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель, школьный врач Классный руководитель, школьный врач Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель, школьный врач Классный руководитель, школьный врач Классный руководитель 5. Система классных часов в 9-х классах. № п/п 1. 2. 3. Сроки Сентябрь Октябрь Ноябрь 4. Декабрь 5. 6. 7. 8. Январь Февраль Март Апрель 9. Май Тема классного часа Самооценка личности Конфликты и способы их разрешения Гигиена тела – основа здорового образа жизни Режим дня и оптимальные условия функционирования организма человека Питание – основа жизни Безопасное поведение. Травматизм Поведение в экстремальных ситуациях Психоактивные вещества как фактор риска в жизни человека Правила безопасности на экскурсии в походе Кто проводит Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель, школьный врач Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель, школьный врач Классный руководитель 6. Система классных часов в 10-х классах. № п/п 1. Сроки Сентябрь 2. Октябрь 3. Ноябрь 4. Декабрь 5. Январь 6. Февраль 7. Март 8. Апрель 9. Май Тема классного часа Самопознание. Ответственность и свобода выбора СПИД: пути передачи и способы предупреждения Правила поведения в местах общественного питания Уход за кожей лица Конформизм, самостоятельность, лидерство Самоконтроль и саморегуляция настроения и поведения Диеты, лечебное питание, голодание, пост Юридическая и моральная ответственность за употребление психоактивных веществ Модели поведения в экстремальных ситуациях Кто проводит Классный руководитель Классный руководитель, школьный врач Классный руководитель Классный руководитель, школьный врач Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель, школьный врач Классный руководитель Классный руководитель 7. Система классных часов в 11-х классах. № п/п 1. 2. Сроки Сентябрь Октябрь 3. Ноябрь 4. Декабрь 5. 6. Январь Февраль 7. Март 8. Апрель 9. Май Тема классного часа Любовь, вражда, одиночество Человек в семье. Семья и ее функции. Психологический климат семьи. Развод Личность. Формальные и неформальные группы Косметические средства. Гигиена, эстетика, здоровье Пищевые приоритеты Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации Ответственность за нарушение правил дорожного движения Модели поведения людей в экстремальных ситуациях Социальные, психологические и физиологические последствия употребления психоактивных веществ Кто проводит Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель, школьный врач Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель, школьный врач РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 30.08.2022 г.) УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №25 им. П.К.Каледина __________ Т.В.Ковалева «01» сентября 2022 г. Программа организации спортивного досуга «Заниматься спортом – только с удовольствием!» Программа организации спортивного досуга «Заниматься спортом – только с удовольствием!». Руководствуясь Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в соответствии с приказом Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, Российской Академии Образования от 16.07.02г. №2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», реализацией общероссийской программы «Образование и здоровье школьников Российской Федерации», в МБОУ СОШ создана программа организации спортивного досуга «Заниматься спортом – только с удовольствием!». Цели: - формирование здорового образа жизни школьников; - формирование физической культуры личности как неотъемлемого компонента общего образования; - социальная адаптация физически одаренной молодежи в новых общественно-экономических условиях; - создание центра спортивного досуга микрорайона на спортивной базе МБОУ СОШ. Задачи: - укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие и закаливание учащихся; - приобретение знаний по физической культуре и спорту, а также умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом; - достижение спортивных результатов учащихся на основе нормативов; - пропаганда физической культуры и спорта среди учащихся школы, родителей учеников и населения микрорайона; - повышение физкультурно-спортивной грамотности у учащихся, развитие познавательной активности, формирование мотиваций к физическому совершенствованию и ведению здорового образа жизни; - обеспечение надежной физической и психической готовности выпускников к разнообразной жизненной практике, поступлению в Вузы и др.; - привитие организаторских, инструкторских и судейских навыков в проведении спортивных соревнований для оказания помощи учителям и развитию основ детского самоуправления; - привлечение родительской общественности, жителей микрорайона для организации и расширения досуговой спортивной деятельности школы – как центра спортивного досуга микрорайона. Особенностью содержания спортивного досуга школы является: - обеспеченность школы спортивной базой и оборудованием (Приложение №14), - вовлечение учащихся в массовое привлечение к физическому совершенствованию и ведению здорового образа жизни; - повышение работоспособности учащихся спортивного класса (Приложение №11). Особенности модели: 1. Спортивная база школы – центр микрорайона. 2. Направление «Оздоровительная работа» (социальная, педагогическая, медицинская служба). 3. Организация школьного спортивного клуба, спортивно-туристского направления (ШСК «Старт»). 4. Системный подход к физическому воспитанию и образованию школьников (Приложение №12). 5. Связь со спортивными учреждениями города. 6. Физкультура для всех (массовое участие учащихся в спортивнооздоровительных мероприятиях). 7. Система поощрений. Особенности микрорайона: - социальный уровень жизни жителей района ниже среднего, так как жилой массив в основном частный сектор; - в основном среднее или среднетехническое образование родителей; - отсутствие центров дополнительного образования; - наличие очагов тревожности: Ж/Д, опасные участки дороги для перехода, точки наркоторговли, заброшенные дома, строительные объекты и др.; - школа - центр образования, воспитания, дополнительного образования учащихся, досуга детей. При изучении социально-педагогического мониторинга, микросоциума школы и семей (Приложение№2), мониторинга здоровья учащихся (Приложение №3) обнаружено неблагоприятное и неблагополучное общее состояние. Растет число детей с различными формами хронических заболеваний, проявляется все чаще агрессия детей на ранних этапах. Модель спортивного досуга призвана сформировать у учащихся устойчивые потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физкультуры в организации здорового образа жизни. Управление процессом физического воспитания во внеурочное время осуществляется администрацией школы совместно с советом физкультуры, в который входят учащиеся (инструктора, группы), руководители секций, кружков, представители социально-медико-педагогической службы, родительский актив (Приложение№4). Модель спортивного досуга школы позволяет обеспечивать защиту прав и интересов учащихся через участие в спортивных мероприятиях, работе органов самоуправления, кружков и секций. (Приложение №5,6,7,8). В школе действует своя система поощрений по результатам участия в различных формах спортивных соревнований: 1. Радиопередачи по итогам побед, проведения мероприятий. 2. Торжественные линейки по награждению лучших команд, спортсменов, участников. 3. Рейтинговая таблица по спартакиаде классов. 4. Конкурс «Класс года»: - «Самый спортивный класс»; - «Лучший спортивно-туристский класс»; - «Лучшие спортсмены». 5. Приз детского объединения «Театр Сказок»: «Браво!»- номинация «Театр + туризм» за активную работу в турклубе «Слоны». 6. «Энциклопедии школьной жизни» в музее школы: том №4 «Спортивная жизнь школы», том №6 «Лучшие спортсмены школы». 7. Отражение спортивной жизни школы специальными корреспондентами школы: - в газете «21 канал», «Новочеркасская неделя», «Новочеркасские ведомости», - ТV 5, 37, 21 каналы 8. 9,11 классы на выпускном вечере награждаются грамотами за особые успехи и активную работу в спортивной жизни школы, города, области, России. 9. Результаты спортивного досуга общедоступны через стендовую систему (Приложение№13). На базе школы работают школьный спортивный клуб «Старт» (рук. Хамаева М.В.) (Приложение №9), секции «Спортивные игры», «Летающий мяч», и др. Здоровье является базисной характеристикой модели спортивного досуга школы. Здоровый образ жизни складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность. Для оценки здоровья детей в школе используются три основных критерия: - соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям; - достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма (Приложение №11); - наличие хронических заболеваний и физических дефектов. (Приложение №3). Основные направления социально-психологической деятельности школы: 1. Формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса. 2. Формирование валеологической культуры педагогов, учащихся и их родителей. 3. Внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих здоровому образу жизни. 4. Отслеживание параметров личностного здоровья всех участников педагогического процесса. 5. Профилактика и коррекция социальных вредностей (табакокурении, алкоголизма, наркомании). 6. Социально-психологическая поддержка детей группы риска. Модель спортивного досуга МБОУ СОШ имеет перспективу развития. В неё входит: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Расширение количества и видов спортивных секций. Конкурс «Спортивные рекорды школы». Создание тренажерного зала. Организация групп здоровья, ЛФК (зал ЛФК) для специальных групп. Открытие спортивных классов со специальным уклоном. Повышение результативности в спорте. Создание команд по видам спорта (с традициями). Привлечение родителей, семейные спортивные традиции. Новые формы спортивного досуга: 1. Праздник «Моя семья – моя спортивная традиция». 2. Праздник «Спортивные рекорды школы». 3. Мастер - классы по обмену опытом работы спортивных секций. Реализация модели обеспечивается предпосылками: 1. Возможность использования богатой спортивной базы школы в любое время года. 2. Увеличение часов физической культуры (в неделю 3-4 часа). 3. Освоение интеллектуального компонента физической культуры. 4. Интеграция урочной и неурочной форм работы. 5. Кадровый состав преподавателей, тренеров. 6. Непрерывный педагогический, медицинский контроль за состоянием здоровья, спортивными достижениями учащихся. 7. Дифференцированный подход к обучающимся. 8. Раздельное обучение (2 педагога на класс). 9. Системный подход к физическому образованию и воспитанию. 10. Традиции школы в области спортивного досуга. Результат реализации модели: 1.Вовлечение всех школьников в спортивно-физический досуг. 2.Высокие спортивные достижения. Приложение №1 МОДЕЛЬ СПОРТИВНОГО ДОСУГА МБОУ СОШ №25 ИМ. П.К.КАЛЕДИНА. Направления Физическое образование Работа спортивных секций, кружков, клубов. Физкультура для всех и для каждого Физкультурнооздоровительное направление Формы - уроки физкультуры (2-3 часа) спорткласс (6С) предметные олимпиады по физкультуре группы ГПД (час здоровья) - занятость в дополнительном образовании учащихся походы, туристические выезды соревнования, тренировки мастер-классы, семинары совершенствование спортивного мастерства результативность - - - школьная спартакиада по видам спорта спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «Веселые старты», «Быстрее. Выше. Сильнее!» конкурсы: «А ну-ка, парни», «Безопасное колесо», «Орленок», «Школа безопасности», соревнования ДЮП марафон здоровья. - - мониторинг здоровья (статистика заболеваний) выполнение требований СаНПиНа. утренняя зарядка подвижные перемены физ. паузы, валеологические паузы валеологическое образование работа летней оздоровительной площадки «Светлячок» Дни здоровья программа «Оставайтесь живыми и здоровыми». Выявление лучших спортсменов, одарённых талантливых детей Городские, областные, Российские соревнования (команды, индивидуальное участие, учителя) Конечный результат - итоговая аттестация спортивные достижения усиление физического развития расширения кругозора физической образованности расширение возможностей для поступления в Вузы - - выявление спортивноодаренных детей по программе «Одаренные дети» создание коллектива спортивных секций (детское самоуправление) - - доступность для массового занятия спортом выявление лучших физкультурно-спортивное совершенствование учащихся результативность - безопасность школьников оздоровление учащихся физическое развитие детей Отражение TV, ПРЕССА - протоколы экзаменов приказы спортивные мониторинги доклады, рефераты - банк «Одаренные дети» программа секций, клубов - конкурс «Класс года» приказ «Лучший спортивный класс» «Спортивно-туристический класс» Лучшие спортсмены выставка в школьном музее «Энциклопедия школьной жизни» - - приказы СаНПиН Устав школы План работы школы Программа «Оставаться живыми и здоровыми» план спортивнооздоровительной работы УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В МБОУ СОШ №25 ИМ. П.К. КАЛЕДИНА Школьная спортивная база 1. Спортивный зал 2. Спортивное оборудование 3. Баскетбольная площадка 4. Спортивный городок Школа –центр спортивно-массовой работы микрорайона Директор 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Администрация Совет физкультуры Городская спортивная база Стадион «Химик» Спортивная школа Стадион «Ермак» Турцентр Плавательный бассейн Легкоатлетический манеж. Лесхоз. Ростовский скалодром. (Взрослые, дети, родители) Социально-мед-пед служба школы МО классных руководителей учителя –предметники начальник оздоровительной площадки «Светлячок» Руководители секций кружков, клубов. Совет школы, родительский актив Совет физкультуры (обучающиеся) Физорги совет 1-11 кл. Инструктора по утренней зарядке Инструктора по проведению часа здоровья в ГПД. Инструктора по проведению подвижных перемен Младшие инструктора по туризму Судьи по всем видам спорта 1-11 классы (учащиеся) Времен-ные группы по подготовке спортивных КТД Вожатые оздоровительного лагеря Ответственные за проведение спортивного ложение №9 мониторинга Организация деятельности туристического клуба «Слоны» Туристический клуб «Слоны»- центр детского объединения «Театр Сказок» Спорт походы туристическое многоборье спортивное ориентирование, спортивное скалолазанье группы спортивных секций Турклуб «Слоны» основан в 1990г. программа деятельности клуба руководители Хамаев А.Г., Хамаева М.В. (педагоги дополнительного образования центра туризма.). Группы начальной подготовки Походы выходного дня экскурсии Группы спортивнооздоровительной направленности Приложение №10 Структура управления клуба «Слоны» Руководители Совет клуба Программа «Юные инструктора туризма» Организация и помощь в проведении походов, соревнований дней здоровья на уровне класса, школы Старшие воспитатели Члены клуба Новички Родительский актив Программа «Юные организаторы путешествий» Приложение №12. Системный подход к физическому образованию и воспитанию школьников. В учебном плане школы на уроки физической культуры отводится ограниченное количество времени. Поэтому для физического совершенствования учащихся и их спортивной подготовки широко используют разнообразные внеурочные формы занятий физическими упражнениями. Внеурочные формы занятий физическими упражнениями школьников составляют особое направление педагогической работы учителя физической культуры. Они способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания и в то же время имеют свои специфические особенности. Такими задачами являются следующие: 1. Формирование массового интереса и привычки к физкультурнооздоровительной и спортивной работе. 2. Привлечение всех без исключения школьников к систематическим занятиям физической культурой, спортом, туризмом. 3. Расширение знаний, двигательных умений и навыков, приобретенных на уроках физической культуры. 4. Достижение спортивных результатов учащимися. 5. Пропаганда физической культуры и спорта среди учащихся школы, родителей и населения микрорайона, в котором расположена школа. 6. Участие родителей учеников, всего педагогического коллектива школы в физическом воспитании учащихся. При этом должно быть осуществлено повышение здоровья школьников, разностороннее физическое развитие, достижение высокого уровня двигательной и физической подготовленности, нравственной воспитанности учеников, усвоение учениками гигиенических навыков занятий физическими упражнениями, правил врачебно-педагогического контроля. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня ученика имеет огромное значение. Она содействует повышению двигательной активности учащихся, воспитанию привычки и систематическим занятиям физическими упражнениями. Внеклассная физкультурно-спортивная работа в школе планируется на учебный год. В план включается следующие разделы: 1. Подготовка физкультурного актива. 2.Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. 3. Роль педагогического коллектива и родителей в организации работы по физическому воспитанию учащихся. 4. Медицинский контроль. Учет внеклассной работы по физической культуре и спорту в школе – это контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных в годовом плане. Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа проводится во внеурочное время (за исключением физкультминуток) и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся. Гимнастика до учебных занятий в режиме школьного дня дополняет утреннюю зарядку, проводимую дома. Её цель - способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на уроках. Для того чтобы гимнастика до учебных занятий проходила наиболее организованно и эффективно, необходимо привлекать к её проведению физкультурный актив. В каждом классе и физорга должны быть помощники для демонстрации правильного выполнения упражнений. Общее руководство проведением гимнастики до занятий осуществляет учитель физкультуры. Учителя-предметники контролируют проведение гимнастики в том классе, где у них первый урок. Как показали исследования и практика, физкультминутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя или физорга и не должны превышать 1-2 мин. Упражнения выполняются сидя и стоя. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Правильно организованные подвижные игры на переменах благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии учеников; они продуктивнее занимаются, лучше воспринимают материал, внимательно слушают учителя, спокойнее ведут себя в классе. Игры проводятся на больших переменах (желательно на свежем воздухе) под руководством учителя или кого-то из учащихся Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию. Необходимо поощрять стремление детей к самостоятельным играм. Туристическая работа в её разнообразных формах в школе, как средство активного отдыха детей, решает задачи формирования основ естественных движений человека (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, перелезании), приучает учащихся к интересным условиям походной жизни. Так как туристические походы и путешествия проходят на свежем воздухе в сочетании с активными формами передвижения, они способствуют закаливанию организма школьников, повышению их сопротивляемости к инфекционным заболеваниям. Формами общешкольной физкультурно-массовой и спортивной работы являются: дни здоровья и спорта, соревнования младших школьников «Веселые старты», массовые соревнования по различным видам спорта, физкультурные праздники и др. Дни здоровья и спорта должны в первую очередь иметь оздоровительную направленность, способствовать повышению двигательного режима учеников. В программу дня здоровья и спорта включают: 1) подвижные и спортивные игры; 2) открытые страты на лучшего бегуна (короткие и средние дистанции); 3) игры на местности, туристические подходы; 4) показательные спортивные выступления. Школьная спартакиада по видам спорта является своеобразной формой проверки состояния физкультурной и спортивной работы коллектива физической культуры. О сроках проведения отдельных соревнований спартакиады 33 оповещаются физорги классов, классные руководители. Спартакиада должна органически войти в общий план работы школы, планы классных руководителей. Ежедневный час занятий физическими упражнениями в группах с продленным школьным днём. Занятия направлены на укрепления здоровья учеников, организацию активного отдыха после уроков в школе, создание более высокой работоспособности перед выполнением домашних заданий. Занятия физическими упражнениями в группе продленного дня проводит учительвоспитатель при систематической консультации и помощи учителя физической культуры, физкультурного актива, родителей учеников. 34 Приложение №13 Материально - техническое обеспечение школы: 1. Спортивный зал (24 –12). 2. Спортивный комплекс: -футбольное поле, –беговая дорожка 200 м, –яма для прыжков, –волейбольная площадка, -баскетбольная площадка, - Снаряды(брусья параллельные, мышеловка, лабиринт, полоса препятствий ) 3. мячи (волейбольные, футбольные, для спортивных игр , баскетбол). 4. Скакалки, обручи, и др. 1. снаряды для гимнастики (гимнастический козел, конь, гимнастические брусья, гимнастическое бревно, перекладина, гимнастический канат, шест); 2. Сектор для прыжков в длину с разбега. 35 РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 30.08.2022 г.) УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №25 им. П.К.Каледина __________ Т.В.Ковалева «01» сентября 2022 г. Программа по противодействию и профилактике вредных привычек и употребления психоактивных веществ 36 РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета (протокол № 1 от «30» августа 2022 г.) УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №25 им. П.К. Каледина ___________Т.В.Ковалева «01» сентября 2022 г. ПРОГРАММА по противодействию и профилактике вредных привычек и употребления психоактивных веществ 1. Содержание профилактической работы. 1.1. Концептуальные основы. Согласно Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде существуют три уровня профилактики (профилактических мероприятий) со своими конкретными объектами и субъектами действия. Первичная профилактика - наиболее массовый по воздействию комплекс мероприятий (в идеале - охватывающий учащихся всех образовательных учреждений), предназначенный воспрепятствовать приобщению детей, подростков и молодежи к употреблению ПАВ через формирование у них антинаркотических установок и соответствующей позитивной системы жизненных ценностей, в том числе личной ответственности за свое поведение. Вторичная профилактика направлена на учащихся, которые в той или иной мере приобщились к употреблению ПАВ (т.н. «пробовальщики» и «группа риска», т.е. потребляющие ПАВ от одного-двух раз в месяц до одного раза в неделю), но еще не приобрели хронического болезненного пристрастия. Важнейшую роль на этом уровне профилактики играет система оперативного (раннего) выявления потребителей ПАВ для своевременного оказания комплексной квалифицированной помощи психологического, медицинского и социального характера. Оказавшийся у опасной черты молодой человек должен стать объектом целенаправленных, скоординированных действий образовательного учреждения, семьи и врачей с целью переориентации его установок на здоровый образ жизни и отказ от дальнейшего (повторного) употребления ПАВ. Третичная профилактика направлена на ту группу учащихся, которым поставлен диагноз «наркомания», «токсикомания», «алкоголизм» и которые нуждаются в специальном лечении и реабилитации с целью восстановления личностного и социального статуса. Конечной целью профилактики этого уровня является преодоление болезненной зависимости от ПАВ и предотвращение срывов и рецидивов их употребления, реинтеграция этой группы подростков и молодежи в образовательную нормативную среду под соответствующим контролем педагогов и других специалистов. Последнее представляется наиболее оптимальным продолжением реабилитационного процесса, ибо 37 выпадение учащихся, злоупотреблявших ПАВ, из сферы образования почти неизбежно приводит к их маргинализации, антиобщественному образу жизни, правонарушениям, серьезным и углубляющимся под влиянием возврата к пагубным наркотическим и алкогольным пристрастиям расстройствам здоровья, к инвалидности и ранней смертности. Профилактическая деятельность школы по злоупотреблению ПАВ проводится с целью: - изменения ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирования личной ответственности за свое поведение, обусловливающего снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; - сдерживания вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий школы, направленных на: - формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у учащихся социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни; - воспитание у учащихся законопослушного, успешного и ответственного поведения. Мероприятия С обучающимися С родителями 1.Профилактика Классные часы, употребления ПАВ и лекции, беседы, наркотиков тренинги, игры (1-11 Ответственные: 2.Профилактика распространения ВИЧ/СПИД инфекции Ответственные: кл.),демонстрация фильмов. Конкурс рисунков Акция «Мы за здоровый образ жизни» (9-11 кл.) Беседы на уроках обществоведения, биологии, химии, ОБЖ, окружающего мира и др. Классные руководители, учителяпредметники Классные часы, лекции, беседы, тренинги, игры (1-11 кл.) Классные руководители, учителяпредметники С педагогическим коллективом Беседы на родительских собраниях Знакомство с нормативно-правовой базой, законодательством РФ. Классные руководители Администрация школы Беседы на родительских собраниях Классные руководители 38 3. Школьная Спортивные спартакиада соревнования, день «Мама, папа, я – спортивная семья» здоровья Классные руководители, учителя физического воспитания, руководители секций 4. Взаимодействие с Лекции, беседы, медицинскими индивидуальные учреждениями, встречи, ОППН. медосмотры Ответственные: Классные руководители, соцпедагог, психолог Ответственные: Учителя физвоспитания Вовлечение уч-ся в спортивные секции, организация досуга уч-ся классные руководители Индивидуальные встречи, консультации, лекции. Классные руководители 39 РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 30.08.2022 г.) УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №25 им. П.К.Каледина __________ Т.В.Ковалева «01» сентября 2022 г. Программа по реализации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков 40 ПАСПОРТ ПРИШКОЛЬНОГО ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ПРИ МОУ СОШ Полное название программы Автор программы Руководитель программы Территория, представившая программу Название проводящей организации Адрес организации Телефон Форма проведения Цель программы Специализация программы Сроки реализации программы Место реализации программы Официальный язык программы Общее количество участников (детей и взрослых) Условия участия в проекте Краткое содержание программы Комплексная программа по реализации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков 20222027 г. в МБОУ СОШ №25 им. П.К.Каледина Начальник ДОЛ при МБОУ СОШ Начальник ДОЛ при МБОУ СОШ г.Новочеркасск, Ростовская область МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина МБОУ СОШ № 25 , ул. Петрова, 17, г.Новочеркасск (886352) 2-56-2-70 Работа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, их полноценного отдыха, позволяющего реально способствовать развитию творческих, организаторских и других способностей детей; Комплексная Июнь 2022 г.-2027 г. МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина Русский Детей: 50 человек Педагогов: 5 человек Заявления родителей участников программы Комплексная программа каникулярного отдыха, оздоровления детей и подростков направлена на создание оптимальных условий обеспечивающих: а) полноценный отдых детей, их оздоровление б) сохранение непрерывности воспитательного и образовательного процесса в летний каникулярный период г) духовно-нравственное, гражданское воспитание детей и подростков 41 Условия Взаимодействие и сотрудничество педагогического и достижения целей и административного управленческого персонала МБОУ задач программы СОШ наличие квалифицированных педагогов обеспечение финансирования программы Основные спортивно-оздоровительное направления художественно-эстетическое программы развитие творчества туристическое психолого- педагогическое Исполнители Педагоги МБОУ СОШ основных мероприятий программы Источники родительские средства финансирования городской бюджет Ожидаемые Организация полноценного отдыха детей результаты Расширение кругозора детей, развитие их организаторских, творческих способностей Сплочение детских коллективов Личностный рост участников Программы Система контроля Последовательное отслеживание эффективности педагогических воздействий на ежедневных планерках, педагогических советах, циклические мониторинги, анализ результатов деятельности, анкетирование и диагностирование роста отрядов и участников смены. 42 Каждый ребенок хочет действовать. Каждый ребенок хочет быть во взаимоотношении. Вокруг — захватывающий мир для исследования. Эти три представления являются основными для работы с детьми. М. и Р. Снайдер ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Летний период – активная пора социализации школьников. С наступлением летних каникул перед большинством родителей встаёт вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль играют лагеря с дневным пребыванием детей. Посещая пришкольный лагерь, ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, общается с привычным кругом друзей, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни в кругу семьи . Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в городе, как мощная превентивная форма против безнадзорности, ассоциального и аддиктивного поведения подростков. Актуальность нашего лагеря в том, что в рамках программы ребята не только оздоравливаются, но и получают конкретные знания, умения и навыки лидерства. Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. По продолжительности программа является долгосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании. В лагере объединены несколько отрядов, которые посещают дети 7 –15 лет. Состав лагеря – это учащиеся школы, а также учащиеся других школ города. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах. Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно – правовых документов: Конвенцией ООН о правах ребёнка; Конституцией РФ; Законом «Об образовании в РФ» Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №24 – Ф3; Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12. 2001 г. №197 –Ф3; Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в 43 период каникул. Санитарно – эпидемиологические правила СП 2.4.4.969 00 от 2.02. 2001. 2. Цели и задачи программы. Цели: Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей; Создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Задачи: - привлечь каждого ребёнка к осознанному выбору здорового образа жизни; - создать условия для выявления интеллектуально, физически, нравственно одарённых детей путём привлечения их к участию в культурно-массовой и спортивной работе; - расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнка с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей; -развивать у детей навыки работы в группе, участие в управлении детским оздоровительным лагерем; -развивать различные формы общения в разновозрастных отрядах; - воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире. 3. Содержание деятельности и формы реализации программы. Роль игры в воспитании доказывать никому не стоит. Именно проигрывание тех или иных ситуаций помогает детям и подросткам усвоить и закрепить знания. Большое педагогическое значение имеют длительные сюжетно-ролевые игры, сливающиеся с самой жизнью и превращающиеся в организованную жизнь детей. Спросите у ребят, кто из них не хочет отправиться в путешествие, и вырастет лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки – ветер странствий дорог каждому. И поэтому мы в лагере так же решили организовать путешествие для ребят. Главный проводник в них – сюжетно-ролевая игра, со соответствующими игровыми ситуациями, атрибутами, ритуалами. Более тысячелетия на земле Древней Греции близ селения Олимпия , расположенного на полуострове Пелопоннес , проводились состязания греческих атлетов , вошедших в историю под названием Олимпийских игр. Первые олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» В 2014 году в России в городе Сочи состоится зимняя олимпиада. Учитывая возрастные особенности участников смены, выбрана сюжетно-ролевая игра "Восхождение на Олимп». Спорт ты вестник мира.. Стоит тебе улыбнуться, стоит пройти по странам упругой радостной походкой, и над землёй разливается спокойствие . 44 Люди через континенты и океаны протягивают друг другу руки со словами : «Здравствуй, друг!» (Пьер де Кубертен). Олимпийцам перед отбытием на Олимпиаду напутственное слово даёт президент страны. Слово для напутственного слова и объяснения правил игры предоставляется начальнику лагеря. Вы сильные, вы смелые, Нет слабых среди вас. В весёлую Олимпию Отправитесь сейчас! Для участия в игре лагерь делится на отряды. Каждый отряд: -создаёт свою олимпийскую сборную команду, в которую входят все дети отряда, вожатый, воспитатель; -имеет свой спортивный флаг, который несёт лучший спортсмен отряда; -эмблему, элемент единой формы, -организует пресс- центр. Карта «Восхождения на Олимп» вывешивается в первый день смены на видном месте. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждый отряд ведёт свой альбом открытий, куда заносит, зарисовывает, вклеивает всё самое интересное, с чем встречается в пути. Игра проходит в два этапа: индивидуальный и командный Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей на 4 этапах. У каждого этапа есть свой секрет. Ребятам предлагается пройти этапы и открыть их секреты. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается в конце смены, и тогда будут открыты и поняты секреты всех этапов. Каждый отряд получает маршрутный лист, для прохождения этапов. В них отражен расчет времени (на один этап- одна неделя). Проводниками игры являются вожатые-наставники. Система стимулирования успешности и личностного роста. Отряд, на каждом этапе, участвуя в коллективно-творческих делах, растет согласно методике Лутошкина (от мягкой глины до алого паруса). После каждого дня получает значок- пазл, символизирующий участие отрядов в делах. Из маленьких значков - пазлов в конце смены получается рисунок- один из символов Олимпиады. Ведется дневник роста отряда в виде цветовой схемы. В конечном итоге это не только активность, сплоченность и взаимодействие внутри команды, но и новые знания и умения, полученные в течение смены в соответствии с программой. Алый значок - в лагере все любуются вами, вы постарались по полной программе; Зеленый значок - чуть-чуть не хватило до ликования, но ваш отряд достоин признания; Синий значок - что-то сегодня вы подкачали, завтра удача будет с вами. Отряды- команды также получают медали (золотую, серебряную, бронзовую). В конце игры подводятся итоги в командном и индивидуальном зачете. Лучшие награждаются дипломами и призами. 45 Участники игры: дети, вожатые, воспитатели, администрация лагеря. 4. Сроки реализации: июнь 2022 - 2027 года. 5.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1.СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ • составление программы смены; • подготовка методической литературы в соответствии с программой смены; • формирование методического фонда и реквизита для проведения коллективнотворческих дел в лагере; • корректировка план-сетки смены; • разработка способов контроля результатов педагогической деятельности, подведения итогов, анализа. 2.СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНОГО ЭТАПА РАБОТЫ Знакомство и сплочение отрядов; Отдых, познание и развитие самих себя; Укрепление здоровья; Развитие способности к творчеству; Учатся преодолевать трудности, справляться с отрицательными эмоциями; Учатся быть организаторами и умению вести за собой; 3.СОДЕРЖАНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА РАБОТЫ Психолого-социально-педагогический анализ результатов. 6. Детское самоуправление. Общий сбор лагеря – высший законодательный орган смены при равном представительстве детей и взрослых. Избирается на общем собрании детей и сотрудников лагеря, принимает решения, касающиеся жизнедеятельности всех участников смены, утверждает программы, планы. Собирается 1 раз в неделю. Совет лагеря – детский исполнительный орган самоуправления, состоящий из представителей отрядов. Собирается один раз в день. Планирует работу на день, подводит итоги дня, осуществляет обмен информацией, контролирует работу отрядов в течение дня. Творческие микрогруппы – временные детские объединения, которые разрабатывают и организуют различные конкурсные программы, праздники и т.д. Поручения в отряде: командир отряда; дежурный командир; медицинская служба отряда; корреспондентская служба отряда; аналитическая группа; сценарная группа; массовики-затейники; физорг отряда. 46 7. Информационное обеспечение программы «Восхождение на Олимп» осуществляет пресс-центр лагеря, школьная газета «2+5=25». 8. Кадровое обеспечение Для реализации программы смены требуется педагогический коллектив и обслуживающий персонал. Педагогический коллектив нашего лагеря – это педагоги школы: учителя начальных классов- воспитатели, учитель физической культуры, музыкальный работник, библиотекарь. Начальник осуществляет общее руководство, координирует деятельность структурных элементов лагеря, взаимоотношения с администрацией школы, с организациями, обеспечивающими программу; Воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно – воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов. Специальные кадры (библиотекарь, физрук, музыкальный работник) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий. В качестве вожатых приглашаются учащиеся 8-10 классов МОУ СОШ № 25, которые организуют и поддерживают работу отрядов, обеспечивают безопасность детей. Педагогическое кредо коллектива Принцип педагогического профессионализма; принцип уважения личности ребенка принцип сотрудничества, сотворчества, содружества принцип самоуправления детского коллектива принцип сочетания общечеловеческих и национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей принцип позитивного решения конфликтных ситуаций Основные принципы организации воспитательной деятельности Принцип открытости Принцип обратной связи Принцип сотворчества Принцип успешности Принцип деятельности Принцип свободы выбора Принцип привлекательности будущего дела 8. Законы лагеря: Закон территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность). 47 Лагерь наш – нам общий дом. Чистоту храните в нём. Закон дружбы: Один за всех и все за одного. Закон времени: Точность – вежливость королей(соблюдать режим дня, приходить вовремя, уходить по разрешению воспитателя). Закон слова и дела: Критикуя, предлагай. Предлагая, делай. Закон поднятой руки: Если поднята рука, Значит – все молчат пока. Закон песни: Без песни ни дня, без песни ни шагу. В ней черпаем творчество, доброту и отвагу. Закон природы: Мир природы – мир прекрасный. Не губи её напрасно. 9. Права воспитанников Право уважения личности. Право творческого созидания. Право познания. Право свободы выбора деятельности. Право свободного общения. Право на информацию. Право на инициативу. Право быть счастливым. Право на ошибку. 10.Структура взаимодействия лагеря (сотрудничество). Кинотеатры города Аквапарк «Оазис» Музеи города Ледовый Дворец Городская и школьная библиотеки ЛАГЕРЬ ЦЭВД, ДК НЭВЗа, МЦДТТ, спортивные школы Медицинский пункт Милиция 48 11. Материально – техническое и методическое обеспечение программы 1. Материально – техническое обеспечение: приобрести необходимые канцтовары, призовой фонд; подготовить необходимый реквизит; подготовить технические средства: фотоаппарат; фонограммы и тексты песен; магнитофоны, DVD; 2. Методическое обеспечение: Методические журналы, пособия, где предлагаются программы различной направленности. 12. Сроки и условия пребывания. Программа реализуется в течение одной лагерной смены. Финансирование лагеря осуществляется из родительских средств, фонда социального страхования, бюджетного финансирования. 13. Режим дня смены. 7.50 – 8.10 - прием детей. 8.10 – 8.40 - линейка, зарядка. 8.40—9.00 - подготовка к завтраку, гигиенические процедуры. 9.00 - 9.30 - завтрак 9.30-12.00 - организация культурного досуга. 12.00 – 13.30 – прохождение этапов игры «Восхождение на Олимп». 13.30 – 14.00 – обед. 14.00 – 14.30 – игры, подведение итогов дня, линейка. 14. Направления реализации программы. Направления (этапы игры «Восхождение на Олимп») Учебноисследовательское (познавательное) Спортивнооздоровительное средства результат Экскурсии, работа с научной и учебной литературой, интеллектуальнопознавательные игры. Утренняя зарядка. Воздушные и солнечные ванны. Подвижные игры. Экскурсии. Походы с играми на местности. -соблюдение личной и общественной гигиены; -консультации с медиками и физкультурными работниками. Усвоение теоретических и практических знаний и навыков учащимися. Развитие и расширение кругозора учащихся. Пропаганда и формирование здорового образа жизни. Улучшение физического состояния учащихся. Увеличение двигательной активности. Укрепление физического здоровья детей. 49 Экологотуристическое -прогулки и экскурсии в природу; - экологические акции; - тематические огоньки; - игры – путешествия; - изучение деятельности природоохранных организаций; -туристические и спортивно – оздоровительные мероприятия; Творчество. - соблюдение законов и традиций лагеря; -конкурсы, аттракционы. Диагностикоаналитическое Диагностические психологические тесты. - обогащение знаниями и опытом общения с природой; - овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора; приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости и мужества в экспедициях, экскурсиях, походах - воспитание экологической культуры. -воспитание стремления к интересному и полезному времяпровождению; -формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах. Получение информации о самооценке учащихся и картины эмоционального состояния детей. Тематическое планирование мероприятий. Дата 1 неделя (Интеллект) В рамках программы «Восхождение на Олимп» “Ты да я, да мы с тобой”. Торжественное открытие лагеря (презентация отрядов) Спортивный праздник “ Из истории олимпиады” Спортивно-интеллектуальные эстафеты: “Гимнастика ума» Интеллектуальные Досуговая деятельность, охрана жизни и здоровья детей Инструктаж по технике безопасности, законы лагеря, права воспитанников. Посещение медицинского кабинета школы. Обсуждение плана работы на смену. Экскурсия в музей пожарной безопасности. Интеллектуально-творческая игра: “Морской бой”. Аукцион знаний. 50 2 неделя (Спорт и здоровье) олимпийские игры. Олимпийские спортсмены. Познавательная сюжетноролевая игра-эстафета “Тайна пиратского клада” Военно-спортивная игра “Большие маневры” Путешествие в Страну игр. “Интеллектуальный хоккей” “Советы Олимпионика” – беседа о пользе спорта. Беседы “Вредные привычки. Как от них избавиться?”, Встреча с лучшими спортсменами города. Парад спортивных достижений Вода, вода… Аквапарк «Оазис» “Слабо?!” «Веселый репортаж»- конкурс Посещение Ледового Дворца. рисунков на спортивную тему 3 неделя Викторина «Знаешь ли ты Музей приглашает в гости. (Туристысвою малую РодинуЭкскурсия в краеведческий экологи) Ростовскую область?»Город музей. Сочи- Олимпиада 2014 г. Туристическая полоса. Путешествие по реке Дон на теплоходе. Конкурс рисунков на асфальте “В гостях у царя Берендея” – "Земля, ты в опасности!" беседа “Как вести себя в лесу?” Спортивно-туристская Выпуск газеты “Мы живём в эстафета “Тропою туриста” Ростовской области” Интеллектуальная творческая День памяти и скорби 22 июня. игра "ЭкоКолобок" Просмотр и обсуждение кинофильма на военную тематику. 4 неделя Конкурс поделок “В царстве Творческая игра “Фанты”. (Творчество) Марьи – искусницы” Конкурс талантов “Минута Посещение театра. Беседа “Как славы”. вести себя на концерте, в кино, театре!” Игра “Угадай мелодию” – День именинника. Шоу песни о Спорте. сладкоежек Конкурс “Ассорти–пирог” Вода, вода… Аквапарк «Оазис» Подведение итогов в “За расставаньем будет командном и индивидуальном встреча…” Торжественное зачете в игре «Восхождение на закрытие лагерной смены Олимп» План работы с детским активом. Подготовка к открытию и закрытию лагеря Оформление уголков, подведение итогов дня. Подготовка мероприятий, рейдов, походов. Выбор команды на соревнования. 51 План работы с родителями. Работа с родителями проходит в течение всей лагерной смены и включает в себя: Встречи с начальником лагеря, воспитателями, индивидуальные беседы. Участие в мероприятиях. Оказание помощи для укрепления материально- технической базы Получение информации о деятельности лагеря через мини-газету, выпуск листовок для родителей «Здоровье ребёнка» Организация выставок рисунков и поделок. Индивидуальная работа с детьми. Воспитательный процесс проходит на протяжении всей смены и включает в себя: Беседы по правилам движения, культуре общения Беседы по профилактике негативных ситуаций, противопожарной безопасности в помещении. 15. Педагогическая диагностика и способы корректировки программы. В лагере осуществляется следующие виды диагностики: Входная диагностика – проводится до начала смены и в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними. Текущая диагностика – проводится в основной период смены с целью определения степени успешности в достижении поставленных целей и задач. Итоговая диагностика Проблемная диагностика – проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом, отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации. КАРТА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК НАЗВАНИЕ НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ МЕТОДИКИ ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД) "Давайте познакомимся" или 1. Живая анкета Изучение интересов и "расскажи нам о себе" "Давайте потребностей ребенка познакомимся" 2. Анкета "Цветок" Получение первичной 3. Анкета "Я выбираю" информации о ребенке Изучение интересов и желаний ребенка 4. Анкета Изучение нравственных "Фантастический Изучение нравственных ценностей и выбор" ценностей направленности 5. " Волшебное озеро" Получение информации личности детей и о качествах и поступках ПОДРАЗДЕЛЫ 52 подростков 6. Анкета "Семь желаний" ребенка через его самохарактеристику Изучение направленности ребенка Познай себя 7. "Самый-самый" 8. "Самооценка" 9. Анкета "Кто ты?" Изучение самооценки ребенка 10. Рисуночный тест "Какой я?" Исследование черт характера Получение информации о характере ребенка ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА Эмоциональное 1. Мониторинг - карта Получение условной самочувствие ребенка и оценки степени группы в целом развития коллектива “на 2. Мишень настроения сегодня” Получение информации о настроении ребенка 3. Эмоциональная цветопись Изучение эмоционального 4. "Градусник" самочувствия ребенка 5. "Рисунок-образ" Выявление эмоциональных Изучение временного 6. "Рисунок-символ" состояний ребенка детского коллектива 7. "Аналогия" Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу Получение характеристики детского коллектива ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА 53 16. Ожидаемые результаты по программе. Ожидаемые позитивные результаты: Оздоровление и отдых более 50 мальчишек и девчонок нашей школы. Снижение заболеваемости детей в течение учебного года; Отсутствие правонарушений среди малолетних в летнее время; Рост самоуважения, снижения уровня общей тревожности; Усвоение ребёнком норм позитивного взаимодействия с окружающими; Улучшение психического и физического здоровья; Повышение экологической культуры учащихся; Сформированные нравственные ценности: природа, труд, Родина, родной край, коллектив, здоровье; Улучшение отношений среди детей; Укрепление убеждения в необходимости саморазвития; Положительное отношение детей к трудовой деятельности; Расширение актива учащихся; Укрепление связей между разновозрастными группами детей. Предполагаемые негативные результаты: возможно проявление неуверенности в себе, застенчивости (возрастные особенности детей 6-7 лет). понимание и объяснение правил поведения, но не соблюдение их в повседневной жизни. Компенсация предполагаемых негативных результатов: игры, беседы, индивидуальный подход, работа с родителями, консультации и беседы психолога. 54