01.09.2023
Создание условий по охране здоровья обучающихся
Охрана здоровья обучающихся МБОУ СОШ осуществляется в соответствии сост. 41 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г № 189 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Оказание первичной медико-санитарной помощи производится в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Кроме того,согласно п.п.2.3 приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 566 от 19.06.2012 г «Об определении пилотных площадок» МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина присвоен статус областной пилотной площадки. С сентября 2012 года школа вошла в число первых 100 пилотных образовательных учреждений по реализации областной программы «Здоровьесберегающее образовательное пространство».
Согласно данному приказу коллектив с августа 2012 года осуществляет здоровьесберегающую деятельность в школе и одновременно является базовой школой по обучению педагогических кадров города и области по внедрению здоровьесберегательных образовательных технологий на территории.
В течение 2022-2024 годов систематически проводится комплексный мониторинг функциональных показателей здоровья обучающихся и экспертиза здоровьесберегающей деятельности педагогического коллектива. Мониторинг МБОУ СОШ по созданию здоровьесберегающей образовательной среды осуществлялся по следующим направлениям:
· Медицинский мониторинг с помощью аппаратно-программного комплекса «Армис» (АПК «Армис»), что позволило проводить донозологическую диагностику здоровья детей,
· педагогический мониторинг,
· психологический мониторинг обучающихся.
Данные, приведённые выше, легли в основу разработки Программы развития и Плана перспективного развития, определили стратегию МБОУ СОШ:
- защита интересов ребёнка,
- изучение проблем и потребностей окружающего социума,
- совершенствование форм образования и воспитания.
Эффективность образовательных и воспитательных программ напрямую связана с сохранением здоровья обучающихся. Здоровьесберегающая деятельность школы представлена системой различных методов и форм работы, адекватных возрасту и состоянию здоровья детей. В школе разработаны здоровьесберегающие программы. Жизнедеятельность школы строится в соответствии с требованиями распорядительных документов СЭС, медицинских учреждений города.
Учебная нагрузка обучающихся 1-11 классов не превышает предельно допустимой нормы. Расписание уроков ежегодно проходит экспертизу,составляется с учётом режима работы школы, в соответствии с гигиеническими требованиями к расписанию уроков и таблицей И.Г.Сивкова, учитывается биологический оптимум умственной работоспособности учеников. Продолжительность перемен между уроками -10 минут. Введение после второго и третьего уроков большой перемены (20 минут) способствовало более высокой работоспособности обучающихся на последующих уроках.
В расписании также выдержана шкала трудности предметов. Учебная нагрузка соответствует норме. Замечаний со стороны органов санэпиднадзора к расписанию уроков не было предъявлено. Урочные и внеурочные занятия проводились с использованием здоровьесберегающих технологий. Создан благоприятный режим двигательной активности обучающихся.
Согласно разделам Требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях оформление и содержание классных комнат и учебных кабинетов соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Во всех учебных помещениях осуществляется контроль температурного режима и влажности воздуха, имеются графики проветривания и влажной уборки помещений.
Условия для занятий физкультурой и спортом.
Урочные и внеурочные занятия проводятся с использованием здоровьесберегающих технологий, с учётом состояния здоровья обучающихся. Создан благоприятный режим двигательной активности, включающий в себя:
-гимнастику до начала учебных занятий в режиме школьного дня;
-физкультминутки на уроках, благоприятно влияющие на восстановление умственной способности, препятствующие утомлению, снимающие статистические нагрузки;
-организованные подвижные игры на свежем воздухе на большой перемене (20 минут);
-динамические паузы и занятия спортом на уроках, в группах на внеурочных занятиях, направлены на организацию активного отдыха после уроков, создание более высокой работоспособности перед выполнением домашнего задания.
Занятия физической культурой в ненастную и холодную погоду проводятся в спортивном зале.
Повышение компетентности педагогов по обучению здоровью и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе проводится через участие в семинарах по обмену опытом на уровне школы, города, области, курсовую подготовку, методические семинары.
Практикуется и поощряется внедрение и освоение образовательных программ и технологий, направленных на снижение утомляемости, устранение перегрузок, сохранение работоспособности обучающихся. Педагоги МБОУ организуют учебные занятия и внеучебную деятельность обучающихся, в основном, гигиенически рационально. В целях отслеживания эффективности работы педагогического коллектива по внедрению инноваций в области здоровьесбережения ежегодно проводятся углублённые медицинские осмотры учеников, ведётся мониторинг состояния здоровья и учёт детей по нозологическим единицам.
Медицинское обеспечение МБОУ СОШ соответствует требованиям СанПиН 2.4.2. 2821-10. .
Одним из направлений деятельности коллектива МБОУ СОШ является создание условий для укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. С этой целью:
· в школе разработаны программы «Оставайтесь живыми и здоровыми!», программа «В здоровом теле – здоровый дух!»,
· для обучающихся проводятся занятия по обучению формированию здорового образа жизни, психокоррекционные занятия и психологические тренинги, беседы с привлечением врачей и узких специалистов. В учебные планы 1-4 классов введены уроки Окружающего мира, а с 5 по 11 классы – курс «ОБЖ»;
· проводятся лекции, семинары и консультации для родителей по вопросам охраны здоровья детей и подростков, формирования их здорового образа жизни;
· спланировано повышение квалификации педагогических кадров по вопросам возрастной физиологии, гигиены и охраны здоровья детей и подростков, формирования их здорового образа жизни;
· проводятся спортивные праздники, соревнования, олимпиады, соревнования.
Условия для досуговой деятельности дополнительного образования.
В школе созданы условия для досуговой деятельности и дополнительного образования. Введён в действие актовый зал, имеются спортивный зал, спортивные площадки, стадион, музей истории школы, кабинеты для занятий дополнительным образованием, работают кружки и секции на базе школы .
Организация охраны в МБОУ СОШ.
Школа оборудована автоматической пожарной сигнализацией, пожарным водоёмом, средствами для тушения пожара, оснащена средствами тревожной сигнализации, выдающими по каналам связи информацию на системы централизованного наблюдения пункта охраны и экстренного выезда наряда милиции по сигналу «Тревога». Заключён договор с частным охранным предприятием «ПИК», имеются электросирена для оповещения людей при угрозе ГО ЧС, средства защиты ГО.
Согласно общешкольному плану работы, регулярно (1 раз в месяц) проводятся тренировочные эвакуации различной сложности (при пожаре, террористическом акте, ГО, ЧС и др.).
Соблюдение и обеспечение мер безопасности при организации учебного процесса позволило снизить случаи травматизма в школе:
Серьёзных нарушений, чрезвычайных ситуаций за 3 последовательных года не было.
Здоровье обучающихся и работников МБОУ СОШ зависит также от создания условий по охране труда и техники безопасности, выполнения требований СанПиН.
В МБОУ имеется нормативная база, хорошо отработана система здоровьесберегающей работы: проводятся инструктажи по технике безопасности, изучаются документы, отражающие этот вопрос на всех уровнях, ежегодно проводится административный контроль по соблюдению ТБ всеми участниками образовательного процесса.