МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Управление образования Администрации города Новочеркасска
МБОУ СОШ №25 им. П.К. Каледина
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
классных руководителей
Зам.директора по ВР
Директор МБОУ СОШ
№25 им.П.К.Каледина
________________________
_________________
________________________
Галыбина Е.А.
Протокол №1 от 30.08.2023 г.
Павлова Е.М.
Ковалева Т.В.
Приказ №249 от 31.08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 1 - 4 классов
Новочеркасск 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа соответствует обновлённому федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования (приказ
№286 Министерства просвещения РФ от 31.05.2021).
Программа спецкурса «Функциональная и финансовая грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№ 373, приказом Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О
внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный Минобразования РФ от 6.10.2009
г. № 373», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского
курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная
грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Актуальность спецкурса:
курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
умения быстро адаптироваться к изменению условий;
быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;
знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении
своей личности;
готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного
общества, а также ориентирован на успешное прохождение международного
исследования PISSA.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как
правило ведется по четырём направлениям: читательская, математическая,
финансовая и естественно – научная.
Цель программы:
создавать условия для развития функциональной грамотности.
Цели и задачи блоков курса:
«Читательская грамотность»Целью –
является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов
и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Задачи умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
«Математическая грамотность» Целью –
является формирование у обучающихся способности определять и понимать
роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности,
присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачи:
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
«Финансовая грамотность» Целью –
является развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности нравственного поведения в области экономических
отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
«Етественно-научная грамотность» Целью –
является
формирование у обучающихся способности использовать
естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем,
которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Задачи:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность и умение
самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую
информацию из различных источников. В современном обществе каждому
человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации,
чтобы уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо иметь элементарные
навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение,
использование и применение информации в максимально рациональной форме.
Для того чтобы у обучающихся 3-4классов процесс формирования
функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей
собраны задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на
сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать
развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и
потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать
На изучение данного курса отводится 17ч.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Практические упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа
обеспечивает
достижение
следующих
личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
-уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
Тематическое планирование 1-4 классы (17 ч)
№ п/п
Раздел
Содержание
Формы внеурочной
деятельности
1
1
1
Старинная женская одежда и
старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и
головные уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
2.
Итого
Естественнонаучная
грамотность
5
1
1
1
Томат, болгарский перец, баклажан.
Картофель, капуста.
Горох, грибы.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
3
3.
Итого
Финансовая
грамотность
1
1
1
1
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Благотворительность.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
4.
Итого
Математическая
грамотность
4
1
1
1
1
1
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Поход в кино.
Отправляемся в путешествие.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Итого
5
1
Читательская
грамотность
Колво
часов
1
1
Итого
17
Календарное планирование на 2023-2024 учебный год
1-4 классы
Количество часов
Дата проведения
Старинная женская одежда и
старинные женские головные
уборы.
1
11.01.2024
2
Старинная мужская одежда и
головные уборы.
1
18.01.2024
3
Жилище крестьянской семьи на
Руси.
1
25.01.2024
4
История посуды на Руси.
1
01.02.2024
5
6
Какие деньги были раньше в России
Томат, болгарский перец,
баклажан.
1
1
08.02.2024
15.02.2024
7
Картофель, капуста.
1
22.02.2024
8
9
Горох, грибы.
Потребительская корзина.
1
1
29.02.2024
07.03.2024
10
Прожиточный минимум.
1
14.03.2024
11
Инфляция.
1
21.03.2024
12
Благотворительность.
1
28.03.2024
13
В бассейне.
1
04.04.2024
14
Делаем ремонт.
1
11.04.2024
15
Праздничный торт.
1
18.04.2024
16
Поход в кино.
1
25.04.2024
17
Отправляемся в путешествие
1
16.05.2024
Всего
17
№
п/п
1
Тема