Программа Функциональная грамотность 1-4 классы 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Управление образования Администрации города Новочеркасска
МБОУ СОШ №25 им. П.К. Каледина

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО
классных руководителей

Зам.директора по ВР

Директор МБОУ СОШ
№25 им.П.К.Каледина

________________________

_________________

________________________

Галыбина Е.А.
Протокол №1 от 30.08.2023 г.

Павлова Е.М.

Ковалева Т.В.
Приказ №249 от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
для обучающихся 1 - 4 классов

Новочеркасск 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа соответствует обновлённому федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования (приказ
№286 Министерства просвещения РФ от 31.05.2021).
Программа спецкурса «Функциональная и финансовая грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№ 373, приказом Министерства образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О
внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный Минобразования РФ от 6.10.2009
г. № 373», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского
курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная
грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Актуальность спецкурса:
 курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
 умения быстро адаптироваться к изменению условий;
 быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;
 знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении
своей личности;
 готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного
общества, а также ориентирован на успешное прохождение международного
исследования PISSA.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как
правило ведется по четырём направлениям: читательская, математическая,
финансовая и естественно – научная.
Цель программы:
создавать условия для развития функциональной грамотности.
Цели и задачи блоков курса:
«Читательская грамотность»Целью –
 является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов
и рефлексией на них,
 использования их содержания для достижения собственных целей,
 развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание
и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Задачи  умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
«Математическая грамотность» Целью –
 является формирование у обучающихся способности определять и понимать
роль математики в мире, в котором они живут,
 высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности,
присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачи:
 способность проводить математические рассуждения;
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
«Финансовая грамотность» Целью –
 является развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности нравственного поведения в области экономических
отношений в семье,
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
 представление о семейных расходах и доходах;
 умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
 представление о различных видах семейных доходов;
 представление о различных видах семейных расходов;
 представление о способах экономии семейного бюджета.
«Етественно-научная грамотность» Целью –
 является
формирование у обучающихся способности использовать
естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем,
которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Задачи:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
 способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.



Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность и умение
самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую
информацию из различных источников. В современном обществе каждому
человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации,
чтобы уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо иметь элементарные
навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение,
использование и применение информации в максимально рациональной форме.
Для того чтобы у обучающихся 3-4классов процесс формирования
функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей
собраны задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на
сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать
развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и
потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать
На изучение данного курса отводится 17ч.
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;
 Практические упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа
обеспечивает
достижение
следующих
личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
 осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
 овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
 осознавать личную ответственность за свои поступки;
 -уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
 осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
 овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
 контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
 уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
 оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
 слушать и понимать речь других;
 совместно договариваться о правилах работы в группе;
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
 способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
 умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
 умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
 способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
 способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
 способность проводить математические рассуждения
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.


Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
 понимание и правильное использование финансовых терминов;
 представление о семейных расходах и доходах;
 умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
 представление о различных видах семейных доходов;
 представление о различных видах семейных расходов;
 представление о способах экономии семейного бюджета.
Тематическое планирование 1-4 классы (17 ч)
№ п/п

Раздел

Содержание

Формы внеурочной
деятельности

1
1
1

Старинная женская одежда и
старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и
головные уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

2.

Итого
Естественнонаучная
грамотность

5
1
1
1

Томат, болгарский перец, баклажан.
Картофель, капуста.
Горох, грибы.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

3

3.

Итого
Финансовая
грамотность

1
1
1
1

Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Благотворительность.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

4.

Итого
Математическая
грамотность

4
1
1
1
1
1

В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Поход в кино.
Отправляемся в путешествие.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Итого

5

1

Читательская
грамотность

Колво
часов
1
1

Итого

17

Календарное планирование на 2023-2024 учебный год
1-4 классы
Количество часов

Дата проведения

Старинная женская одежда и
старинные женские головные
уборы.

1

11.01.2024

2

Старинная мужская одежда и
головные уборы.

1

18.01.2024

3

Жилище крестьянской семьи на
Руси.

1

25.01.2024

4

История посуды на Руси.

1

01.02.2024

5
6

Какие деньги были раньше в России
Томат, болгарский перец,
баклажан.

1
1

08.02.2024
15.02.2024

7

Картофель, капуста.

1

22.02.2024

8
9

Горох, грибы.
Потребительская корзина.

1
1

29.02.2024
07.03.2024

10

Прожиточный минимум.

1

14.03.2024

11

Инфляция.

1

21.03.2024

12

Благотворительность.

1

28.03.2024

13

В бассейне.

1

04.04.2024

14

Делаем ремонт.

1

11.04.2024

15

Праздничный торт.

1

18.04.2024

16

Поход в кино.

1

25.04.2024

17

Отправляемся в путешествие

1

16.05.2024

Всего

17

№
п/п
1

Тема


Наверх

Учетная политика, учетная политика для целей налогообложения

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».