МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Управление образования Администрации города Новочеркасска МБОУ СОШ №25 им. П.К. Каледина РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО классных руководителей Зам.директора по ВР Директор МБОУ СОШ №25 им.П.К.Каледина ________________________ _________________ ________________________ Кирнос Е.Н.. Протокол №1 от 30.08.2023 г. Павлова Е.М. Ковалева Т.В. Приказ №249 от 31.08.2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» «Первая помощь» для обучающихся 11 класса Новочеркасск 2024г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Российская Федерация занимает ведущее место среди государств, твёрдо и последовательно отстаивающих свой политический, экономический, культурный и духовно-нравственный суверенитет. Этот процесс сопровождается возрастающим противодействием со стороны США и их союзников, которые для сохранения своего глобального доминирования развернули масштабную кампанию, направленную на разрушение Российского государства, разложение гражданского общества и уничтожение культурно-исторической самобытности российских народов, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Современные вызовы и угрозы диктуют необходимость укрепления обороноспособности нашей Родины и повышения боеспособности её вооружённых защитников. В этих условиях в системе военно-патриотического воспитания на первый план выходят такие задачи, как формирование у подрастающего поколения возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к достойному служению обществу, государству и подготовки старшеклассников к честному выполнению воинского долга. Растёт общественный запрос на качественное совершенствование системы военнопатриотического воспитания, наполнение её конкретным содержанием, обучение допризывной молодёжи знаниям, умениям и навыкам, отвечающим актуальным потребностям и уровню развития современной Российской армии и соответствующим решаемым ею сегодня задачам. Также имеется необходимость приведения существующей системы обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствие с требованиями новой редакции Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Расширить знания обучающихся об обороне государства, составе и структуре Вооружённых Сил Российской Федерации, овладеть начальными элементами тактической, инженерной и технической подготовки, приобрести практические навыки обращения с оружием, оказания первой помощи на поле боя, действий в условиях радиационного, химического и биологического заражения местности, получить физическую и психологическую закалку позволит проведение учебных сборов по программе внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» (далее — программа). В программе конкретизируется содержание тем и приводится последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа предусматривает изучение военного дела в объёме одиночной подготовки военнослужащего мотострелковых войск, что позволяет в короткие сроки овладеть знаниями и навыками, необходимыми для скорейшей адаптации при призыве на военную службу и при поступлении в высшие учебные заведения Минобороны России, Россгвардии, МВД России, МЧС России, ФСБ России. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» Цель — расширение и практическое закрепление знаний, умений и навыков военного дела, полученных при освоении раздела «Основы военной службы» Примерной рабочей программы среднего общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности». На достижение этой цели направлены следующие задачи: Образовательные: 1. Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и компетенций в области обороны и основ безопасности жизнедеятельности. 2. Углубить и обеспечить практическое закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации к военной службе, знакомство с вооружением и военной техникой, основными видами боевых действий и действиями военнослужащих в различных условиях, выполнение практических стрельб. 3. Расширить знания об истории, назначении и структуре Вооружённых Сил Российской Федерации, дать участникам сборов необходимые знания о повседневной жизни и быте военнослужащих и практические навыки в этом направлении, сформировать понимание роли дисциплины и воинских уставов в жизни Вооружённых Сил Российской Федерации. 4. Обеспечить изучение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства: о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), пребывании в запасе, правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в за- пасе. 5. Создать условия для изучения основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, строевой, инженерной подготовки, основ оказания первой помощи, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и основ связи. Воспитательные: 1. Содействовать формированию морально-политических и психологических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы. 2. Обеспечить воспитание у обучающихся патриотизма, глубокого уважения к государственным символам Российской Федерации, историческому и культурному прошлому России, гордости за свою страну, Вооружённые Силы и их боевые традиции, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины. 3. Способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных ориентиров и формированию положительной мотивации к профессии защитника Родины. Развивающие: 1. Способствовать формированию у обучающихся социальной активности. 2. Содействовать формированию знаний о правилах поведения военнослужащих, воинской вежливости, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов. 3. Способствовать военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учётными специальностями и выбору профессии офицера. 4. Создать условия для формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине. 5. Создать условия для самореализации личности путём включения в разнообразные виды деятельности. 6. Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия в совместной коллективной деятельности. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа ориентирована на обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций,. Программа рассчитана в 11 классе на 17 часов в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как теоретические, практические и комплексные занятия, беседы и встречи с военнослужащими и ветеранами, показные занятия, экскурсии в воинские части (на корабли), военно-тактические и военно-спортивные игры. Учебный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом, распорядком дня и предполагает геймификацию (объединение всех элементов образовательно-воспитательного процесса в единый игровой сценарий). Занятия проводятся в практико-ориентированном формате. По итогам обучения целесообразно проведение комплексного занятия, предусматривающего демонстрацию обучающимися компетенций, сформированных в ходе освоения учебной программы. ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ Поставленные задачи достигаются через комплексный подход, объединяющий содержательные блоки: базовый и тематический. Базовый блок предусматривает решение традиционных задач приобретения обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для личностной и профессиональной самореализации старшеклассника в рамках освоения учебной программы. Учебный план программы сборов выполняется через основные занятия по девяти учебным модулям: тактическая подготовка, огневая подготовка, основы технической подготовки и связи, инженерная подготовка, радиационная, химическая и биологическая защита, первая помощь (тактическая медицина), общевоинские уставы, строевая подготовка, основы безопасности военной службы. Тематический блок (вариативный компонент образовательной программы «Патриотическое воспитание и профессиональная ориентация») реализуется в форме комплекса мероприятий патриотического воспитания, спортивно-массовой и культурнодосуговой работы, а также профессиональной ориентации. В целях обеспечения соблюдения требований безопасности обучающимися предусмотрен комплекс мероприятий, включающий в себя инструктаж в ходе вводного занятия (в день заезда), ознакомление с требованиями безопасности перед каждым занятием. Кроме того, запланировано изучение вопросов безопасного обращения с оружием. Программа может быть реализована в течение одного учебного года в форме проведения 5дневных учебных сборов на базе учеб-но-методических центров военно-патриотического воспитания молодёжи «Авангард», соединений и воинских частей Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В местах, где соединения и воинские части отсутствуют, учебные сборы организуются при образовательных организациях. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» Занятия в рамках курса направлены на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным и предметным), которые должны демонстрировать выпускники по завершении обучения. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения курса «Начальная военная подготовка», должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться прежде всего в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения, бережном отношении к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, готовности к осознанному исполнению воинского долга и вооружённой защите Отечества. Гражданское воспитание: - сформированность осознанного отношения к необходимости защиты Отечества, соблюдению законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы; - осознание своих конституционных прав, обязанностей и ответственности по защите Отечества; - готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность к взаимодействию с обществом и государством в интересах обеспечения военной безопасности государства; - готовность к участию в деятельности государственных, социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения безопасности государства. Патриотическое воспитание: - сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее российской армии и флота; - ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в области обороны; - сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу. Духовно-нравственное воспитание: - осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства; - сформированность представления о принципах гуманизма, правилах и методах ведения войны, соблюдения прав участников вооружённых конфликтов, осознанное отношение к соблюдению норм международного гуманитарного права; - сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного отношения к безопасности общества и государства; - ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества. Эстетическое воспитание: - эстетическое отношение к миру в сочетании с военной культурой; - понимание и принятие эстетики военной формы, воинских ритуалов и боевых традиций. Физическое воспитание: - осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; - знание приёмов оказания первой помощи и тактической медицины, готовность применять их в случае необходимости; - потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; - интерес к военно-прикладным видам спорта; - осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: - готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности; - готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе военной службы; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность; - готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Экологическое воспитание: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности общества и государства; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования в процессе военной службы; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их; - расширение представлений о деятельности экологической направленности. Ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития науки, современных представлений о воинской деятельности; - понимание научно-практических основ военной службы, осознание значения профессиональной деятельности в жизни общества и государства; - способность применять научные знания в процессе выполнения обязанностей службы, в том числе способность обоснованно и безопасно действовать в условиях боевых действий. военной военновоенной ведения МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты, формируемые в ходе реализации курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка», должны отражать овладение универсальными учебными действиями. Овладение универсальными познавательными действиями Базовые логические действия: - самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы обеспечения безопасности государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать; военной - устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в военной сфере, выявлять их закономерности и противоречия; - определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме военной службы, оценивать риски возможных последствий собственных действий; - моделировать объекты (события, явления), связанные с военной службой, анализировать их различные состояния для решения практических задач, переносить приобретённые знания в повседневную жизнь; - планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи; развивать творческое мышление при решении ситуационных задач. Базовые исследовательские действия: - владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в военнопрофессиональной сфере; - владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач; - анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев; - раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни; - критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях; - характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в реальных ситуациях; - осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения учебных за-дач, связанных с военной службой, переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь. Работа с информацией: - владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной безопасности; - создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления; - оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и моральноэтическим нормам; - владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей цифровой среды; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе с соблюдением требований эргономики, тех-ники безопасности и гигиены. Овладение универсальными коммуникативными действиями Общение: - соблюдать правила воинской вежливости и субординации, понимать значение социальных ролей «начальник» — «подчинённый»; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; - развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. Совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; - оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений, давать оценку новым ситуациям; - оценивать приобретённый опыт; - способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. Самоконтроль: - давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; - владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; - использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению. Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: - самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; - саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; - внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. Принятие себя и других людей: - принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать своё право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения Программы представлены с учётом специфики содержания вопросов, затрагиваемых в ходе проведения учебных сборов. В период проведения учебных сборов обучающиеся получают ряд новых знаний, навыков и умений, дополняющих содержание школьной программы, которые должны мотивировать их к получению военно-учётной специальности, способствовать быстрой адаптации к службе в Вооружённых Силах и помогать в выборе будущей профессиональной деятельности. Обучающиеся должны знать: - героическую историю Российского государства, Государственные сим-волы Российской Федерации; - историю создания Вооружённых Сил Российской Федерации, их основные традиции; - структуру и задачи, решаемые Вооружёнными Силами Российской Федерации; - назначение и устройство основных видов стрелкового оружия, состоящего на вооружении Сухопутных войск; - порядок и правила стрельбы из стрелкового оружия; - основы оказания первой помощи на поле боя; - боевые и технические характеристики основных образцов военной техники; - основы тактической, инженерной, разведывательной, технической под-готовки и связи; - приёмы и правила выполнения действий солдата в бою; - основные положения общевоинских уставов, права и обязанности военнослужащих; - нормы и правила повседневной жизни и быта военнослужащих. Обучающиеся должны иметь представление: - о возможностях человеческого организма; - о боевых и технических характеристиках боевой техники; - об основах общевойскового боя; - об организации и тактике действий подразделений мотострелковых войск; - о порядке инженерного оборудования позиции отделения; - об особенностях применения БПЛА на поле боя. Обучающиеся должны уметь: - вести огонь из стрелкового оружия; - выполнять строевые приёмы; - правильно ориентироваться на местности; - действовать на поле боя; - оборудовать окоп для стрельбы лёжа; - оказать первую помощь; - пользоваться средствами радиосвязи, вести радиообмен; - демонстрировать физическую подготовку и военную выправку. Достижение указанных предметных результатов обеспечивается их детальным раскрытием для каждого модуля курса. Модуль № 1 «Тактическая подготовка»: - классифицировать основные виды тактических действий подразделений; - иметь представление об организационной структуре отделения и задачах личного состава в бою; - характеризовать отличительные признаки подразделений иностранных армий; - выработать алгоритм действий в бою; - знать и объяснять боевой порядок отделения в обороне и наступлении; - владеть способами действий солдата в обороне, наступлении, при ведении наблюдения, действовать по сигналам оповещения и управления; - действовать и принимать обоснованное решение при внезапном нападении противника, решать ситуационные задачи; - выполнять тактические перемещения в составе групп, занимать позиции, преодолевать заграждения; - актуализировать информацию о военной топографии и ориентированию на местности; - знать и практически применять способы ориентирования на местности, владеть приёмами выживания; - классифицировать приборы наблюдения; - владеть способами действия разведчика при наблюдении за противником; - обоснованно действовать при получении оружия и военного имущества; - решать ситуационные задачи; - выполнять практические действия при совершении марша, внезапном нападении противника, - преодолении заражённого участка местности. Модуль № 2 «Огневая подготовка»: - иметь представление о вооружении отделения и тактико-технических характеристиках стрелкового оружия; - классифицировать виды стрелкового оружия и ручных гранат; - иметь представление о перспективах развития стрелкового оружия; - знать назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов и принадлежностей, общее устройство ручных гранат; - уверенно и безопасно обращаться с оружием; - выполнять практические действия по неполной разборке и сборке автомата Калашникова; - знать порядок подготовки к бою ручных гранат; - знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и обращении с оружием; - самостоятельно оценивать риски нарушения правил и мер безопасности; - владеть навыками прицеливания и производства выстрела; - выполнять практические действия по изготовке к стрельбе из различных положений; - знать условия выполнения упражнений начальных стрельб и метания ручных гранат; - выполнять нормативы по снаряжению магазина боеприпасами и изготовке для стрельбы из положения лёжа; - выполнять упражнения начальных стрельб и метания учеб-но-имитационных ручных гранат. Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи»: - иметь представления об основных образцах вооружения и военной техники, классифицировать виды боевых машин; - знать основные тактико-технические характеристики боевых машин; - иметь представление о способах боевого применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и ведения разведки местности с помощью БПЛА; - знать алгоритм противодействия БПЛА противника; - выполнять практические действия по управлению БПЛА; - иметь представление о видах, предназначении, тактико-технических характеристиках средств связи; - классифицировать средства связи отделения; - иметь представление об устройстве радиостанций и подготовке их к работе; - знать порядок перехода на запасные и резервные частоты радиостанций; знать основные требования к ведению радиопереговоров; - иметь представление о способах обмана противника при ведении радиопереговоров; - выполнять практические действия по подготовке радиостанции к применению и ведению радиопереговоров. Модуль № 4 «Инженерная подготовка»: - иметь представление о порядке и сроках инженерного оборудования позиции отделения и окопа для стрелка; - знать назначение и порядок применения шанцевого инструмента; - иметь представление о способах маскировки окопа для стрельбы лёжа; - выполнять практические действия по оборудованию окопа для стрельбы лёжа; - классифицировать типы мин; - знать общее устройство и принцип действия противотанковых и противопехотных мин; - иметь представление о типах мин и порядке их установки; - выполнять практические действия по подготовке и установлению противотанковых и противопехотных мин; - знать демаскирующие признаки установки мин; - иметь представление о порядке обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов; - выполнять практические действия по обнаружению мин с использованием миноискателя, щупа, кошки. Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическая защита»: - иметь представление о об оружии массового поражения; - классифицировать виды ядерных взрывов; - знать о поражающих свойствах ядерного взрыва, зажигательного оружия, признаках применения отравляющих веществ и биологического оружия; - уверенно действовать при применении противником оружия массового поражения; - знать назначение и общее устройство средств индивидуальной защиты; - обладать навыком использования средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - знать порядок оказания первой помощи при поражении ядерным, химическим и бактериологическим (биологическим) оружием; - знать правила поведения на заражённой местности; - выполнять нормативы по радиационной, химической и биологической защите; - уметь пользоваться войсковыми средствами радиационного и химического контроля; - знать порядок подготовки к работе измерителей доз и войскового прибора химической разведки; - выполнять практические действия по измерению уровня радиационного фона. Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)»: - иметь представление о алгоритме оказания первой помощи; - знать состав и назначение средств оказания первой помощи; - классифицировать типы ранений; - знать порядок и условия остановки различных видов кровотечений, иммобилизации конечностей, действий при отсутствии признаков жизни, нарушении проходимости дыхательных путей, общем переохлаждении и отморожении, перегревании и ожогах; - выполнять практические действия по оказанию первой помощи (проведение сердечнолёгочной реанимации, восстановление проходимости дыхательных путей, остановка кровотечения, наложение повязок, иммобилизация, психологическая поддержка); - иметь представление о зонах эвакуации (красная, жёлтая, зелёная); - знать об объёмах оказания первой помощи в зонах эвакуации; - иметь представление о порядке использования штатных и подручных средств эвакуации; - выполнять практические действия по эвакуации раненых с поля боя. Модуль № 7 «Общевоинские уставы»: - знать права и обязанности военнослужащих; - иметь представление о принципах единоначалия; - уверенно определять знаки различия и воинские звания военнослужащих; - оценивать риски нарушения воинской дисциплины, самостоятельно вырабатывать модель поведения в воинском коллективе; - знать смысл понятия «внутренний порядок», роль лиц суточного наряда в его поддержании; - иметь представление об обязанностях лиц суточного наряда по роте; - обладать навыками, необходимыми для освоения обязанностей дневального по роте; - классифицировать виды караулов и их предназначение; - знать смысл понятия «неприкосновенность часового»; - понимать обязанности часового и особенности применения оружия; - оценивать риски нарушения порядка несения караульной службы, быть готовым к несению караульной службы. Модуль № 8 «Строевая подготовка»: - иметь представление об основных положениях строевого устава; - знать и практически выполнять строевые приёмы на месте; - понимать алгоритм выполнения строевых приёмов в движении; - знать и практически выполнять строевые приёмы в движении без оружия; - понимать алгоритм выполнения строевых приёмов с оружием; - знать и практически выполнять строевые приёмы с оружием на месте; - знать и практически выполнять основные строевые приёмы в составе подразделения в движении. Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы»: - классифицировать опасные факторы военной службы, виды нарушений правил и мер безопасности; - знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и обращении с оружием; - оценивать риски нарушения правил и мер безопасности, обладать навыками минимизации рисков. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК (вариативный компонент «Патриотическое воспитание и профессиональная ориентация») Модуль «Структура органов государственной власти. Права и обязанности граждан, включая воинскую обязанность. Взаимодействие гражданина с государством и обществом, гражданские инициативы и волонтёрство» Участники сборов получат представление: - о структуре органов государственной власти Российский Федерации; - о конституционных гарантиях прав и свобод граждан, об обязанностях граждан перед государством и обществом, о воинской обязанности; - о гражданственности, патриотизме и их взаимосвязи; - о правообразующих принципах: равенство, свобода, справедливость, о сфере правовых отношений между людьми, а также между лично-стью и государством, регулируемых действующим правом; - об институтах гражданского общества, политических партиях и общественных объединениях; - о роли и значении волонтёрской деятельности в развитии общества и государства. Профориентационный модуль «Профессии будущего — современная наука и высокие технологии в военной сфере, военные и гражданские специальности» Участники получат представление: - о тенденциях развития и изменениях на рынке труда; - о военно-учётных специальностях; - об организации подготовки офицерских кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации, МВД России, ФСБ, России, МЧС России, Росгвардии и др.; - о новых и перспективных военных профессиях. Модуль «Гибридные войны и невоенные конфликты в современном противодействие негативным тенденциям в международных отношениях» мире, Участники получат представление: - о конструктивных и деструктивных ценностях; - о том, как формируется личностная система ценностей; - о разных видах воздействий на общественное сознание; - о роли средств массовой информации в современном мире и об их влиянии на общество; - о роли пропаганды в информационно-психологическом противостоянии на международной арене; - о невоенных мерах воздействия в системе международных отношений; - о технологиях ведения гибридных войн; - о признаках искажения информации в целях негативного воздействия на общество; - о методах и средствах воздействия на общество в целях дестабилизации. Модуль «Ратные страницы истории Отечества. Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» Участники получат представление: - о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России; - о причинах начала Великой Отечественной войны и усилиях СССР по её предотвращению; - об основных битвах и операциях Великой Отечественной войны (Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Кавказ, освобождение Украины, операция «Багратион», освобождение Европы, Берлинская операция); - о вкладе народа в победу на трудовом фронте; - о героях Великой Отечественной войны; - о значении Великой Отечественной войны в жизни каждой семьи участников сборов. В ходе изучения спортивной программы участники сборов получат представление: - о технике выполнения базовых упражнений общей физической подготовки (ОФП); - о технике безопасности при занятиях физической культурой. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» Модуль № 1 «Тактическая подготовка» Основы общевойскового боя. Основные виды боя: оборона, наступление. Понятие тактических действий. Организационно-штатная структура и боевые возможности мотострелкового отделения Сухопутных войск Российской Федерации. Задачи отделения в различных видах боя. Ознакомление с организационно-штатной структурой подразделений иностранных армий (НАТО, КНР). Состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных средств индивидуальной бронезащиты и экипировки. Действия отделения в обороне. Способы перехода к обороне. Позиция отделения в обороне. Назначение ориентиров. Система огня отделения и сектора обстрела стрелков. Сигналы оповещения, управления и взаимодействия. Действия наблюдателя. Действия отделения в наступлении. Боевой порядок отделения в наступлении. Преодоления заграждений. Перебежки и переползания. Действия в составе боевых групп. Задачи отделения в разведке и способы их выполнения. Ориентирование на местности с использованием карты, компаса, местных предметов, а также современного навигационного оборудования. Выбор, оборудование и маскировка места наблюдения. Приборы наблюдения. Выживание в особых условиях. Сигналы оповещения. Действия личного состава по тревоге. Получение оружия, средств индивидуальной защиты и экипировки. Походный порядок взвода. Задачи и способы действий дозорного отделения и пеших дозорных. Действия при внезапном нападении противника и преодоление заражённого участка местности. Модуль № 2 «Огневая подготовка» Вооружение мотострелкового отделения. Назначение и тактико-технические характеристики основных видов стрелкового оружия и ручных гранат. Перспективы развития современного стрелкового оружия. Назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов и принадлежностей. Принцип устройства и действие автоматики. Возможные задержки при стрельбе и их устранение. Порядок неполной разборки автомата Калашникова и сборки после неполной разборки. Устройство гранат РГД-5, Ф-1, РГН, РГО. Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и тренировок, изучение условий упражнения. Классификация целей на поле боя и их краткая характеристика. Простейшая огневая задача, её сущность и алгоритм решения. Способы ведения огня из автомата. Наводка оружия, сущность, виды и приёмы производства выстрела. Выбор момента выстрела. Изготовка для стрельбы из различных положений. Условия выполнения начальных стрельб. Занятие на учебно-тренировочных средствах. Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству оружия. Действия со стрелковым оружием. Выполнение упражнений начальных стрельб 1 УНС и гранатометаний. Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи» Ознакомление с основными образцами вооружения и военной техники Сухопутных войск. Виды, назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных образцов боевых машин Сухопутных войск (БМП-3; БТР-82А, танк Т-80, Т-90). Боевая робототехника — оружие будущего в настоящем. Виды, предназначение, тактикотехнические характеристики и общее устройство БПЛА. Ведение разведки местности с использованием БПЛА. Способы противодействия БПЛА противника. Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных радиостанций. Подготовка радиостанции к работе, настройка частот (диапазонов). Порядок ведения радиообмена. Особенности назначения позывных. Переход на запасные и резервные частоты. Меры по обману противника при ведении радиопереговоров по открытым каналам связи. Модуль № 4 «Инженерная подготовка» Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение. Заточка и правка инструмента. Порядок оборудования позиции отделения. Назначение, размеры и последовательность отрывки окопа для стрелка. Минно-взрывные противотанковые, противопехотные и смешанные инженерные заграждения. Основные виды противотанковых и противопехотных мин отечественного и зарубежного производства. Средства разведки и разминирования. Особенности разведки дорог, мостов, зданий. Способы обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов. Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическая защита» Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры применения. Его роль в современном бою. Поражающие факторы ядерных взрывов, средства и способы защиты от них. Отравляющие вещества, их назначение и классификация. Внешние признаки применения бактериологического (биологического) оружия. Поражающие свойства зажигательного оружия и средства его применения. Назначение, устройство и подбор по размеру средств индивидуальной защиты. Использование их в положениях «походное», «наготове» и «боевое», подаваемые при этом команды. Сигналы оповещения о применении противником оружия массового поражения и порядок действий по ним. Назначение и устройство индивидуального противохимического пакета и правила пользования им. Правила поведения на заражённой местности. Назначение, устройство и порядок работы с войсковым измерителем дозы ИД-1 и войсковым прибором химической разведки (ВПХР). Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)» Основы ухода за больным. Санитарно- эпидемиологический режим в медицинских организациях. Измерение пульса и артериального давления. Основы ухода за тяжелобольными. Мониторинг пациента дома и в палате. Оказание первой помощи. Обучение оказанию первой помощи Состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи. Основные типы ранений на поле боя. Приёмы первой помощи. Остановка кровотечения. Наложение повязок. Иммобилизация конечностей. Способы поиска, сближения и эвакуации раненых с поля боя. Штатные и подручные средства эвакуации раненых. Реанимационные мероприятия. Модуль № 7 «Общевоинские уставы» Общие обязанности, права и ответственность военнослужащих. Содержание воинской дисциплины. Правила взаимоотношений между военнослужащими и ответственность за их нарушение. Сущность единоначалия и приказа командира (начальника). Воинские звания. Обязанности солдата (матроса). Организация размещения и быта военнослужащих. Распределение времени и внутренний порядок. Состав и назначение суточного наряда. Обязанности дежурного и дневального по роте. Ответственность за нарушение порядка несения внутренней службы. Виды караулов. Назначение и состав караула. Подготовка караула. Неприкосновенность часового. Обязанности часового, порядок применения оружия. Модуль № 8 «Строевая подготовка» Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Развёрнутый и походный строи отделения (взвода). Строевые приёмы на месте. Строевые приёмы в движении без оружия. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй. Строевая стойка с оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием. Строевые приёмы с оружием на месте (автоматом). Движение в походном строю. Перестроение взвода. Перемена направления движения. Выполнение воинского приветствия в движении. Ответ на приветствие в составе подразделения. Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы» Опасные факторы военной службы в процессе повседневной деятельности и боевой подготовки. Мероприятия по обеспечению безопасности военной службы. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК (вариативный компонент «Патриотическое воспитание и профессиональная ориентация») Модуль «Структура органов государственной власти Российской Федерации. Права и обязанности гражданина, воинская обязанность. Взаимодействие гражданина с государством и обществом, гражданские инициативы и волонтёрство» Права, свободы и обязанности граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Система органов государственной власти федерального и регионального уровней. Правовая сфера жизни общества. Правообразующие принципы. Проявления гражданственности в повседневной жизни. Патриотизм и псевдопатриотизм, взаимосвязь патриотизма и гражданственности. Гражданское общество и его институты, система политических и общественных объединений. Модуль «Профессии будущего — современная наука и высокие технологии в военной сфере, военные и гражданские специальности» Специфика рынка труда. Военно-учётные специальности. Высшие учебные заведения Минобороны России и других федераль-ных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. Высокие технологии, их использование в военной сфере. Модуль «Гибридные войны и невоенные конфликты в современном противодействие негативным тенденциям в международных отношениях» мире, Конструктивные и деструктивные ценности. Система общественных и личностных ценностей, расстановка приоритетов. Влияние средств массовой информации на общество. Способы и инструменты формирования общественного мнения. Информационно-психологическая война. От холодной войны к гибридной войне. Стратегия гибридных войн. Концепция «мягкой силы». Ложная и недостоверная информация: основные признаки. Невоенные «факторы силы» в международных конфликтах. Модуль «Ратные страницы истории Отечественной войне 1941—1945 годов» Отечества. Подвиг народа в Великой События, ставшие основой государственных праздников и памятных дат России. Причины начала Великой Отечественной войны и усилия СССР по её предотвращению. Основные битвы и операции Великой Отечественной войны (Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Кавказ, освобождение Украины, операция «Багратион», освобождение Европы, Берлинская операция). Вклад народа в победу на трудовом фронте. Герои Великой Отечественной войны. Значение Великой Отечественной войны в жизни каждой семьи участников сборов. Календарно- тематическое планирование 11 класс № п.п. 1 2 Учебный модуль Кол часов Огневая подготовка Основы технической подготовки и связи Инженерная подготовка Радиационная, химическая и биологическая защита Общевоинские уставы Строевая подготовка Основы безопасности военной службы 1 1 6 Гибридные войны и невоенные конфликты в современном мире, противодействие негативным тенденциям в международных отношениях» 1 7 Ратные страницы истории Отечества. Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941— 1945 годов Профессии будущего — современная наука и высокие технологии в военной сфере, военные и гражданские специальности Первая помощь (Тактическая медицина) Обучение оказания первой помощи Основы ухода за больным. Итого: 1 3 4 5 8 9 10 11 1 1 1 1 3 3 3 17 план факт