НВП.Первая помощь-11 кл 2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Управление образования Администрации города Новочеркасска
МБОУ СОШ №25 им. П.К. Каледина

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО
классных руководителей

Зам.директора по ВР

Директор МБОУ СОШ
№25 им.П.К.Каледина

________________________

_________________

________________________

Кирнос Е.Н..
Протокол №1 от 30.08.2023 г.

Павлова Е.М.

Ковалева Т.В.
Приказ №249 от 31.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Начальная военная подготовка»
«Первая помощь»
для обучающихся 11 класса

Новочеркасск 2024г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Российская Федерация занимает ведущее место среди государств, твёрдо и последовательно
отстаивающих свой политический, экономический, культурный и духовно-нравственный
суверенитет.
Этот процесс сопровождается возрастающим противодействием со стороны США и их
союзников, которые для сохранения своего глобального доминирования развернули
масштабную кампанию, направленную на разрушение Российского государства, разложение
гражданского общества и уничтожение культурно-исторической самобытности российских
народов, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях.
Современные вызовы и угрозы диктуют необходимость укрепления обороноспособности
нашей Родины и повышения боеспособности её вооружённых защитников. В этих условиях в
системе военно-патриотического воспитания на первый план выходят такие задачи, как
формирование у подрастающего поколения возвышенного чувства верности своему Отечеству,
готовности к достойному служению обществу, государству и подготовки старшеклассников к
честному выполнению воинского долга.
Растёт общественный запрос на качественное совершенствование системы военнопатриотического воспитания, наполнение её конкретным содержанием, обучение допризывной
молодёжи знаниям, умениям и навыкам, отвечающим актуальным потребностям и уровню
развития современной Российской армии и соответствующим решаемым ею сегодня задачам.
Также имеется необходимость приведения существующей системы обучения граждан
начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в
соответствие
с
требованиями
новой
редакции
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования.
Расширить знания обучающихся об обороне государства, составе и структуре Вооружённых
Сил Российской Федерации, овладеть начальными элементами тактической, инженерной и
технической подготовки, приобрести практические навыки обращения с оружием, оказания
первой помощи на поле боя, действий в условиях радиационного, химического и
биологического заражения местности, получить физическую и психологическую закалку
позволит проведение учебных сборов по программе внеурочной деятельности «Начальная
военная подготовка» (далее — программа).
В программе конкретизируется содержание тем и приводится последовательность их
изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся.
Программа предусматривает изучение военного дела в объёме одиночной подготовки
военнослужащего мотострелковых войск, что позволяет в короткие сроки овладеть знаниями и
навыками, необходимыми для скорейшей адаптации при призыве на военную службу и при
поступлении в высшие учебные заведения Минобороны России, Россгвардии, МВД России,
МЧС России, ФСБ России.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Цель — расширение и практическое закрепление знаний, умений и навыков военного дела,
полученных при освоении раздела «Основы военной службы» Примерной рабочей программы
среднего общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности».
На достижение этой цели направлены следующие задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и
компетенций в области обороны и основ безопасности жизнедеятельности.
2. Углубить и обеспечить практическое закрепление теоретических знаний, полученных на
занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных
организациях, приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой
адаптации к военной службе, знакомство с вооружением и военной техникой, основными
видами боевых действий и действиями военнослужащих в различных условиях, выполнение
практических стрельб.
3. Расширить знания об истории, назначении и структуре Вооружённых Сил Российской
Федерации, дать участникам сборов необходимые знания о повседневной жизни и быте военнослужащих и практические навыки в этом направлении, сформировать понимание роли
дисциплины и воинских уставов в жизни Вооружённых Сил Российской Федерации.
4. Обеспечить изучение основных положений законодательства Российской Федерации в
области обороны государства: о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной и
добровольной подготовке к военной службе, прохождении военной службы по призыву и в
добровольном порядке (по контракту), пребывании в запасе, правах, обязанностях и
ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в за- пасе.
5. Создать условия для изучения основ безопасности военной службы, конструкции и правил
обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, строевой, инженерной
подготовки, основ оказания первой помощи, вопросов радиационной, химической и
биологической защиты войск и основ связи.
Воспитательные:
1. Содействовать формированию морально-политических и психологических качеств
гражданина, необходимых для прохождения военной службы.
2. Обеспечить воспитание у обучающихся патриотизма, глубокого уважения к
государственным символам Российской Федерации, историческому и культурному прошлому
России, гордости за свою страну, Вооружённые Силы и их боевые традиции, готовности к
службе в их рядах и защите своей Родины.
3. Способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных ориентиров и
формированию положительной мотивации к профессии защитника Родины.
Развивающие:
1. Способствовать формированию у обучающихся социальной активности.
2. Содействовать формированию знаний о правилах поведения военнослужащих, воинской
вежливости, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов.
3. Способствовать военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учётными
специальностями и выбору профессии офицера.
4. Создать условия для формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни и
желания быть полезным своей Родине.
5. Создать условия для самореализации личности путём включения в разнообразные виды
деятельности.
6. Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия в
совместной коллективной деятельности.

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа ориентирована на обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций,.
Программа рассчитана в 11 классе на 17 часов в рамках которых предусмотрены такие формы
работы, как теоретические, практические и комплексные занятия, беседы и встречи с
военнослужащими и ветеранами, показные занятия, экскурсии в воинские части (на корабли),
военно-тактические и военно-спортивные игры.
Учебный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом, распорядком дня и
предполагает геймификацию (объединение всех элементов образовательно-воспитательного
процесса в единый игровой сценарий). Занятия проводятся в практико-ориентированном
формате. По итогам обучения целесообразно проведение комплексного занятия,
предусматривающего демонстрацию обучающимися компетенций, сформированных в ходе
освоения учебной программы.
ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ
Поставленные задачи достигаются через комплексный подход, объединяющий
содержательные блоки: базовый и тематический.
Базовый блок предусматривает решение традиционных задач приобретения обучающимися
знаний, умений и навыков, необходимых для личностной и профессиональной самореализации
старшеклассника в рамках освоения учебной программы.
Учебный план программы сборов выполняется через основные занятия по девяти учебным
модулям: тактическая подготовка, огневая подготовка, основы технической подготовки и связи,
инженерная подготовка, радиационная, химическая и биологическая защита, первая помощь
(тактическая медицина), общевоинские уставы, строевая подготовка, основы безопасности
военной службы.
Тематический
блок
(вариативный компонент
образовательной программы
«Патриотическое воспитание и профессиональная ориентация») реализуется в форме
комплекса мероприятий патриотического воспитания, спортивно-массовой и культурнодосуговой работы, а также профессиональной ориентации.
В целях обеспечения соблюдения требований безопасности обучающимися предусмотрен
комплекс мероприятий, включающий в себя инструктаж в ходе вводного занятия (в день
заезда), ознакомление с требованиями безопасности перед каждым занятием. Кроме того,
запланировано изучение вопросов безопасного обращения с оружием.
Программа может быть реализована в течение одного учебного года в форме проведения 5дневных учебных сборов на базе учеб-но-методических центров военно-патриотического
воспитания молодёжи «Авангард», соединений и воинских частей Вооружённых Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В местах, где
соединения и воинские части отсутствуют, учебные сборы организуются при образовательных
организациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Занятия в рамках курса направлены на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к
результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным и
предметным), которые должны демонстрировать выпускники по завершении обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в российском обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения курса «Начальная военная подготовка»,
должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития
внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться прежде всего в
уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские достижения,
бережном отношении к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, готовности к осознанному исполнению воинского долга и вооружённой
защите Отечества.
Гражданское воспитание:
- сформированность осознанного отношения к необходимости защиты Отечества, соблюдению
законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской
обязанности и военной службы;
- осознание своих конституционных прав, обязанностей и ответственности по защите
Отечества;
- готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
- готовность к взаимодействию с обществом и государством в интересах обеспечения военной
безопасности государства;
- готовность к участию в деятельности государственных, социальных организаций и институтов
гражданского общества в области обеспечения безопасности государства.
Патриотическое воспитание:
- сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, памяти
защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и
Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее российской армии и флота;
- ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому наследию,
дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской Федерации,
достижениям России в области обороны;
- сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и
готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание:
- осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
- сформированность представления о принципах гуманизма, правилах и методах ведения
войны, соблюдения прав участников вооружённых конфликтов, осознанное отношение к
соблюдению норм международного гуманитарного права;
- сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного
отношения к безопасности общества и государства;
- ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и
традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества.

Эстетическое воспитание:
- эстетическое отношение к миру в сочетании с военной культурой;
- понимание и принятие эстетики военной формы, воинских ритуалов и боевых традиций.
Физическое воспитание:
- осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему здоровью
и здоровью окружающих;
- знание приёмов оказания первой помощи и тактической медицины, готовность применять их в
случае необходимости;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- интерес к военно-прикладным видам спорта;
- осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
- готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития личности,
общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
- готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в процессе
военной службы;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологическое воспитание:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной среды, осознание глобального характера экологических
проблем, их роли в обеспечении безопасности общества и государства;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения
экологической грамотности и разумного природопользования в процессе военной службы;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
- расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития
науки, современных представлений о воинской деятельности;
- понимание научно-практических основ военной службы, осознание значения
профессиональной деятельности в жизни общества и государства;
- способность применять научные знания в процессе выполнения обязанностей
службы, в том числе способность обоснованно и безопасно действовать в условиях
боевых действий.

военной
военновоенной
ведения

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе реализации курса внеурочной
деятельности «Начальная военная подготовка», должны отражать овладение универсальными
учебными действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
- самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы обеспечения
безопасности государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать;

военной

- устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и
классификации событий и явлений в военной сфере, выявлять их закономерности и
противоречия;
- определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации, выбирать
способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме военной
службы, оценивать риски возможных последствий собственных действий;
- моделировать объекты (события, явления), связанные с военной службой, анализировать их
различные состояния для решения практических задач, переносить приобретённые знания в
повседневную жизнь;
- планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации,
необходимой для решения стоящей задачи; развивать творческое мышление при решении
ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в военнопрофессиональной сфере;
- владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и
применению для решения различных учебных задач;
- анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи,
самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных
(обоснованных) критериев;
- раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным (заданным) и
наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной жизни;
- критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты, обосновывать
предложения по их корректировке в новых условиях;
- характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации в
реальных ситуациях;
- осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи,
предлагать оригинальные подходы и решения учебных за-дач, связанных с военной службой,
переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:
- владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных видов
информации из источников разных типов при обеспечении условий информационной
безопасности;
- создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой
учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
- оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
- владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от опасностей
цифровой среды;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном
процессе с соблюдением требований эргономики, тех-ники безопасности и гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
- соблюдать правила воинской вежливости и субординации, понимать значение социальных
ролей «начальник» — «подчинённый»;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог,
уметь смягчать конфликтные ситуации;

- развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать
тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого
члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её
достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
- оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений, давать оценку новым ситуациям;
- оценивать приобретённый опыт;
- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
- использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению.
Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
- самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
- саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё
поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость,
быть открытым новому;
- внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Принятие себя и других людей:
- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы
других людей при анализе результатов деятельности;
- признавать своё право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир
с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения Программы представлены с учётом специфики
содержания вопросов, затрагиваемых в ходе проведения учебных сборов.

В период проведения учебных сборов обучающиеся получают ряд новых знаний, навыков и
умений, дополняющих содержание школьной программы, которые должны мотивировать их к
получению военно-учётной специальности, способствовать быстрой адаптации к службе в
Вооружённых Силах и помогать в выборе будущей профессиональной деятельности.
Обучающиеся должны знать:
- героическую историю Российского государства, Государственные сим-волы Российской
Федерации;
- историю создания Вооружённых Сил Российской Федерации, их основные традиции;
- структуру и задачи, решаемые Вооружёнными Силами Российской Федерации;
- назначение и устройство основных видов стрелкового оружия, состоящего на вооружении
Сухопутных войск;
- порядок и правила стрельбы из стрелкового оружия;
- основы оказания первой помощи на поле боя;
- боевые и технические характеристики основных образцов военной техники;
- основы тактической, инженерной, разведывательной, технической под-готовки и связи;
- приёмы и правила выполнения действий солдата в бою;
- основные положения общевоинских уставов, права и обязанности военнослужащих;
- нормы и правила повседневной жизни и быта военнослужащих.
Обучающиеся должны иметь представление:
- о возможностях человеческого организма;
- о боевых и технических характеристиках боевой техники;
- об основах общевойскового боя;
- об организации и тактике действий подразделений мотострелковых войск;
- о порядке инженерного оборудования позиции отделения;
- об особенностях применения БПЛА на поле боя.
Обучающиеся должны уметь:
- вести огонь из стрелкового оружия;
- выполнять строевые приёмы;
- правильно ориентироваться на местности;
- действовать на поле боя;
- оборудовать окоп для стрельбы лёжа;
- оказать первую помощь;
- пользоваться средствами радиосвязи, вести радиообмен;
- демонстрировать физическую подготовку и военную выправку.
Достижение указанных предметных результатов обеспечивается их детальным раскрытием для
каждого модуля курса.
Модуль № 1 «Тактическая подготовка»:
- классифицировать основные виды тактических действий подразделений;
- иметь представление об организационной структуре отделения и задачах личного состава в
бою;
- характеризовать отличительные признаки подразделений иностранных армий;
- выработать алгоритм действий в бою;
- знать и объяснять боевой порядок отделения в обороне и наступлении;
- владеть способами действий солдата в обороне, наступлении, при ведении наблюдения,
действовать по сигналам оповещения и управления;
- действовать и принимать обоснованное решение при внезапном нападении противника,
решать ситуационные задачи;
- выполнять тактические перемещения в составе групп, занимать позиции, преодолевать
заграждения;
- актуализировать информацию о военной топографии и ориентированию на местности;

- знать и практически применять способы ориентирования на местности, владеть приёмами
выживания;
- классифицировать приборы наблюдения;
- владеть способами действия разведчика при наблюдении за противником;
- обоснованно действовать при получении оружия и военного имущества;
- решать ситуационные задачи;
- выполнять практические действия при совершении марша, внезапном нападении противника,
- преодолении заражённого участка местности.
Модуль № 2 «Огневая подготовка»:
- иметь представление о вооружении отделения и тактико-технических характеристиках
стрелкового оружия;
- классифицировать виды стрелкового оружия и ручных гранат;
- иметь представление о перспективах развития стрелкового оружия;
- знать назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов и принадлежностей,
общее устройство ручных гранат;
- уверенно и безопасно обращаться с оружием;
- выполнять практические действия по неполной разборке и сборке автомата Калашникова;
- знать порядок подготовки к бою ручных гранат;
- знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и
обращении с оружием;
- самостоятельно оценивать риски нарушения правил и мер безопасности;
- владеть навыками прицеливания и производства выстрела;
- выполнять практические действия по изготовке к стрельбе из различных положений;
- знать условия выполнения упражнений начальных стрельб и метания ручных гранат;
- выполнять нормативы по снаряжению магазина боеприпасами и изготовке для стрельбы из
положения лёжа;
- выполнять упражнения начальных стрельб и метания учеб-но-имитационных ручных гранат.
Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи»:
- иметь представления об основных образцах вооружения и военной техники,
классифицировать виды боевых машин;
- знать основные тактико-технические характеристики боевых машин;
- иметь представление о способах боевого применения беспилотных летательных аппаратов
(БПЛА) и ведения разведки местности с помощью БПЛА;
- знать алгоритм противодействия БПЛА противника;
- выполнять практические действия по управлению БПЛА;
- иметь представление о видах, предназначении, тактико-технических характеристиках средств
связи;
- классифицировать средства связи отделения;
- иметь представление об устройстве радиостанций и подготовке их к работе;
- знать порядок перехода на запасные и резервные частоты радиостанций;
знать основные требования к ведению радиопереговоров;
- иметь представление о способах обмана противника при ведении радиопереговоров;
- выполнять практические действия по подготовке радиостанции к применению и ведению
радиопереговоров.
Модуль № 4 «Инженерная подготовка»:
- иметь представление о порядке и сроках инженерного оборудования позиции отделения и
окопа для стрелка;
- знать назначение и порядок применения шанцевого инструмента;
- иметь представление о способах маскировки окопа для стрельбы лёжа;

- выполнять практические действия по оборудованию окопа для стрельбы лёжа;
- классифицировать типы мин;
- знать общее устройство и принцип действия противотанковых и противопехотных мин;
- иметь представление о типах мин и порядке их установки;
- выполнять практические действия по подготовке и установлению противотанковых и
противопехотных мин;
- знать демаскирующие признаки установки мин;
- иметь представление о порядке обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов;
- выполнять практические действия по обнаружению мин с использованием миноискателя,
щупа, кошки.
Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическая защита»:
- иметь представление о об оружии массового поражения;
- классифицировать виды ядерных взрывов;
- знать о поражающих свойствах ядерного взрыва, зажигательного оружия, признаках
применения отравляющих веществ и биологического оружия;
- уверенно действовать при применении противником оружия массового поражения;
- знать назначение и общее устройство средств индивидуальной защиты;
- обладать навыком использования средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия
массового поражения;
- знать порядок оказания первой помощи при поражении ядерным, химическим и
бактериологическим (биологическим) оружием;
- знать правила поведения на заражённой местности;
- выполнять нормативы по радиационной, химической и биологической защите;
- уметь пользоваться войсковыми средствами радиационного и химического контроля;
- знать порядок подготовки к работе измерителей доз и войскового прибора химической
разведки;
- выполнять практические действия по измерению уровня радиационного фона.
Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)»:
- иметь представление о алгоритме оказания первой помощи;
- знать состав и назначение средств оказания первой помощи;
- классифицировать типы ранений;
- знать порядок и условия остановки различных видов кровотечений, иммобилизации
конечностей, действий при отсутствии признаков жизни, нарушении проходимости
дыхательных путей, общем переохлаждении и отморожении, перегревании и ожогах;
- выполнять практические действия по оказанию первой помощи (проведение сердечнолёгочной реанимации, восстановление проходимости дыхательных путей, остановка
кровотечения, наложение повязок, иммобилизация, психологическая поддержка);
- иметь представление о зонах эвакуации (красная, жёлтая, зелёная);
- знать об объёмах оказания первой помощи в зонах эвакуации;
- иметь представление о порядке использования штатных и подручных средств эвакуации;
- выполнять практические действия по эвакуации раненых с поля боя.
Модуль № 7 «Общевоинские уставы»:
- знать права и обязанности военнослужащих;
- иметь представление о принципах единоначалия;
- уверенно определять знаки различия и воинские звания военнослужащих;
- оценивать риски нарушения воинской дисциплины, самостоятельно вырабатывать модель
поведения в воинском коллективе;
- знать смысл понятия «внутренний порядок», роль лиц суточного наряда в его поддержании;
- иметь представление об обязанностях лиц суточного наряда по роте;
- обладать навыками, необходимыми для освоения обязанностей дневального по роте;

- классифицировать виды караулов и их предназначение;
- знать смысл понятия «неприкосновенность часового»;
- понимать обязанности часового и особенности применения оружия;
- оценивать риски нарушения порядка несения караульной службы, быть готовым к несению
караульной службы.
Модуль № 8 «Строевая подготовка»:
- иметь представление об основных положениях строевого устава;
- знать и практически выполнять строевые приёмы на месте;
- понимать алгоритм выполнения строевых приёмов в движении;
- знать и практически выполнять строевые приёмы в движении без оружия;
- понимать алгоритм выполнения строевых приёмов с оружием;
- знать и практически выполнять строевые приёмы с оружием на месте;
- знать и практически выполнять основные строевые приёмы в составе подразделения в
движении.
Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы»:
- классифицировать опасные факторы военной службы, виды нарушений правил и мер
безопасности;
- знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и
обращении с оружием;
- оценивать риски нарушения правил и мер безопасности, обладать навыками минимизации
рисков.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК
(вариативный компонент «Патриотическое воспитание и профессиональная ориентация»)
Модуль «Структура органов государственной власти.
Права и обязанности граждан, включая воинскую обязанность.
Взаимодействие гражданина с государством и обществом, гражданские инициативы и
волонтёрство»
Участники сборов получат представление:
- о структуре органов государственной власти Российский Федерации;
- о конституционных гарантиях прав и свобод граждан, об обязанностях граждан перед
государством и обществом, о воинской обязанности;
- о гражданственности, патриотизме и их взаимосвязи;
- о правообразующих принципах: равенство, свобода, справедливость, о сфере правовых
отношений между людьми, а также между лично-стью и государством, регулируемых
действующим правом;
- об институтах гражданского общества, политических партиях и общественных объединениях;
- о роли и значении волонтёрской деятельности в развитии общества и государства.
Профориентационный модуль «Профессии будущего — современная наука и высокие
технологии в военной сфере, военные и гражданские специальности»
Участники получат представление:
- о тенденциях развития и изменениях на рынке труда;
- о военно-учётных специальностях;
- об организации подготовки офицерских кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации,
МВД России, ФСБ, России, МЧС России, Росгвардии и др.;
- о новых и перспективных военных профессиях.

Модуль «Гибридные войны и невоенные конфликты в современном
противодействие негативным тенденциям в международных отношениях»

мире,

Участники получат представление:
- о конструктивных и деструктивных ценностях;
- о том, как формируется личностная система ценностей;
- о разных видах воздействий на общественное сознание;
- о роли средств массовой информации в современном мире и об их влиянии на общество;
- о роли пропаганды в информационно-психологическом противостоянии на международной арене;
- о невоенных мерах воздействия в системе международных отношений;
- о технологиях ведения гибридных войн;
- о признаках искажения информации в целях негативного воздействия на общество;
- о методах и средствах воздействия на общество в целях дестабилизации.
Модуль «Ратные страницы истории Отечества. Подвиг народа в Великой Отечественной
войне 1941—1945 годов»
Участники получат представление:
- о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России;
- о причинах начала Великой Отечественной войны и усилиях СССР по её предотвращению;
- об основных битвах и операциях Великой Отечественной войны (Битва за Москву,
Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Кавказ, освобождение Украины, операция
«Багратион», освобождение Европы, Берлинская операция);
- о вкладе народа в победу на трудовом фронте;
- о героях Великой Отечественной войны;
- о значении Великой Отечественной войны в жизни каждой семьи участников сборов.
В ходе изучения спортивной программы участники сборов получат представление:
- о технике выполнения базовых упражнений общей физической подготовки (ОФП);
- о технике безопасности при занятиях физической культурой.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Модуль № 1 «Тактическая подготовка»
Основы общевойскового боя. Основные виды боя: оборона, наступление. Понятие
тактических действий.
Организационно-штатная структура и боевые возможности мотострелкового отделения
Сухопутных войск Российской Федерации. Задачи отделения в различных видах боя.
Ознакомление с организационно-штатной структурой подразделений иностранных армий
(НАТО, КНР).
Состав, назначение, характеристики, порядок размещения современных средств
индивидуальной бронезащиты и экипировки.
Действия отделения в обороне. Способы перехода к обороне. Позиция отделения в обороне.
Назначение ориентиров. Система огня отделения и сектора обстрела стрелков. Сигналы
оповещения, управления и взаимодействия. Действия наблюдателя.
Действия отделения в наступлении. Боевой порядок отделения в наступлении. Преодоления
заграждений. Перебежки и переползания. Действия в составе боевых групп.
Задачи отделения в разведке и способы их выполнения. Ориентирование на местности с
использованием карты, компаса, местных предметов, а также современного навигационного
оборудования.

Выбор, оборудование и маскировка места наблюдения. Приборы наблюдения. Выживание в
особых условиях.
Сигналы оповещения. Действия личного состава по тревоге. Получение оружия, средств
индивидуальной защиты и экипировки. Походный порядок взвода. Задачи и способы действий
дозорного отделения и пеших дозорных.
Действия при внезапном нападении противника и преодоление заражённого участка
местности.
Модуль № 2 «Огневая подготовка»
Вооружение мотострелкового отделения. Назначение и тактико-технические характеристики
основных видов стрелкового оружия и ручных гранат. Перспективы развития современного
стрелкового оружия.
Назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов и принадлежностей.
Принцип устройства и действие автоматики. Возможные задержки при стрельбе и их
устранение. Порядок неполной разборки автомата Калашникова и сборки после неполной
разборки. Устройство гранат РГД-5, Ф-1, РГН, РГО.
Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и
тренировок, изучение условий упражнения. Классификация целей на поле боя и их краткая
характеристика. Простейшая огневая задача, её сущность и алгоритм решения.
Способы ведения огня из автомата. Наводка оружия, сущность, виды и приёмы производства
выстрела. Выбор момента выстрела. Изготовка для стрельбы из различных положений. Условия
выполнения начальных стрельб. Занятие на учебно-тренировочных средствах. Отработка
нормативов, усовершенствование знаний по устройству оружия. Действия со стрелковым
оружием.
Выполнение упражнений начальных стрельб 1 УНС и гранатометаний.

Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи»
Ознакомление с основными образцами вооружения и военной техники Сухопутных войск.
Виды, назначение, общее устройство и тактико-технические характеристики основных
образцов боевых машин Сухопутных войск (БМП-3; БТР-82А, танк Т-80, Т-90).
Боевая робототехника — оружие будущего в настоящем. Виды, предназначение, тактикотехнические характеристики и общее устройство БПЛА. Ведение разведки местности с
использованием БПЛА. Способы противодействия БПЛА противника.
Предназначение, общее устройство и тактико-технические характеристики переносных
радиостанций. Подготовка радиостанции к работе, настройка частот (диапазонов).
Порядок ведения радиообмена. Особенности назначения позывных. Переход на запасные и
резервные частоты. Меры по обману противника при ведении радиопереговоров по открытым
каналам связи.
Модуль № 4 «Инженерная подготовка»
Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение. Заточка и правка
инструмента. Порядок оборудования позиции отделения. Назначение, размеры и
последовательность отрывки окопа для стрелка.
Минно-взрывные противотанковые, противопехотные и смешанные инженерные
заграждения.
Основные виды противотанковых и противопехотных мин отечественного и зарубежного
производства.
Средства разведки и разминирования. Особенности разведки дорог, мостов, зданий. Способы
обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов.
Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическая защита»
Понятие оружия массового поражения. История его развития, примеры применения. Его роль
в современном бою. Поражающие факторы ядерных взрывов, средства и способы защиты от
них.
Отравляющие вещества, их назначение и классификация. Внешние признаки применения
бактериологического (биологического) оружия.
Поражающие свойства зажигательного оружия и средства его применения. Назначение,
устройство и подбор по размеру средств индивидуальной защиты. Использование их в
положениях «походное», «наготове» и «боевое», подаваемые при этом команды.
Сигналы оповещения о применении противником оружия массового поражения и порядок
действий по ним.
Назначение и устройство индивидуального противохимического пакета и правила
пользования им. Правила поведения на заражённой местности. Назначение, устройство и
порядок работы с войсковым измерителем дозы ИД-1 и войсковым прибором химической
разведки (ВПХР).
Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)»
Основы ухода за больным.
Санитарно- эпидемиологический режим в медицинских организациях.
Измерение пульса и артериального давления.
Основы ухода за тяжелобольными.
Мониторинг пациента дома и в палате.
Оказание первой помощи.
Обучение оказанию первой помощи
Состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи.
Основные типы ранений на поле боя. Приёмы первой помощи. Остановка кровотечения.
Наложение повязок. Иммобилизация конечностей.

Способы поиска, сближения и эвакуации раненых с поля боя. Штатные и подручные средства
эвакуации раненых. Реанимационные мероприятия.

Модуль № 7 «Общевоинские уставы»
Общие обязанности, права и ответственность военнослужащих. Содержание воинской
дисциплины. Правила взаимоотношений между военнослужащими и ответственность за их
нарушение.
Сущность единоначалия и приказа командира (начальника). Воинские звания. Обязанности
солдата (матроса).
Организация размещения и быта военнослужащих. Распределение времени и внутренний
порядок. Состав и назначение суточного наряда. Обязанности дежурного и дневального по
роте. Ответственность за нарушение порядка несения внутренней службы.
Виды караулов. Назначение и состав караула. Подготовка караула. Неприкосновенность
часового. Обязанности часового, порядок применения оружия.
Модуль № 8 «Строевая подготовка»
Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
Развёрнутый и походный строи отделения (взвода). Строевые приёмы на месте.
Строевые приёмы в движении без оружия. Выход из строя, подход к начальнику и
возвращение в строй.
Строевая стойка с оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием. Строевые
приёмы с оружием на месте (автоматом).
Движение в походном строю. Перестроение взвода. Перемена направления движения.
Выполнение воинского приветствия в движении. Ответ на приветствие в составе
подразделения.
Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы»
Опасные факторы военной службы в процессе повседневной деятельности и боевой
подготовки. Мероприятия по обеспечению безопасности военной службы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК
(вариативный компонент «Патриотическое воспитание и профессиональная ориентация»)
Модуль «Структура органов государственной власти Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина, воинская обязанность. Взаимодействие гражданина с
государством и обществом, гражданские инициативы и волонтёрство»
Права, свободы и обязанности граждан в соответствии с Конституцией Российской
Федерации.
Система органов государственной власти федерального и регионального уровней.
Правовая сфера жизни общества. Правообразующие принципы.
Проявления гражданственности в повседневной жизни.
Патриотизм и псевдопатриотизм, взаимосвязь патриотизма и гражданственности.
Гражданское общество и его институты, система политических и общественных объединений.
Модуль «Профессии будущего — современная наука и высокие технологии в военной
сфере, военные и гражданские специальности»

Специфика рынка труда.
Военно-учётные специальности.
Высшие учебные заведения Минобороны России и других федераль-ных органов
исполнительной власти, где предусмотрена военная служба.
Высокие технологии, их использование в военной сфере.

Модуль «Гибридные войны и невоенные конфликты в современном
противодействие негативным тенденциям в международных отношениях»

мире,

Конструктивные и деструктивные ценности.
Система общественных и личностных ценностей, расстановка приоритетов.
Влияние средств массовой информации на общество.
Способы и инструменты формирования общественного мнения.
Информационно-психологическая война.
От холодной войны к гибридной войне.
Стратегия гибридных войн.
Концепция «мягкой силы».
Ложная и недостоверная информация: основные признаки.
Невоенные «факторы силы» в международных конфликтах.
Модуль «Ратные страницы истории
Отечественной войне 1941—1945 годов»

Отечества.

Подвиг

народа

в

Великой

События, ставшие основой государственных праздников и памятных дат России.
Причины начала Великой Отечественной войны и усилия СССР по её предотвращению.
Основные битвы и операции Великой Отечественной войны (Битва за Москву,
Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Кавказ, освобождение Украины, операция
«Багратион», освобождение Европы, Берлинская операция).
Вклад народа в победу на трудовом фронте.
Герои Великой Отечественной войны.
Значение Великой Отечественной войны в жизни каждой семьи участников сборов.

Календарно- тематическое планирование 11 класс
№
п.п.
1
2

Учебный модуль

Кол часов

Огневая подготовка
Основы технической подготовки и связи Инженерная
подготовка
Радиационная, химическая и биологическая защита
Общевоинские уставы
Строевая подготовка Основы безопасности военной
службы

1
1

6

Гибридные войны и невоенные конфликты в
современном мире, противодействие
негативным тенденциям в международных
отношениях»

1

7

Ратные страницы истории Отечества. Подвиг
народа в Великой Отечественной войне 1941—
1945 годов
Профессии будущего — современная наука и
высокие технологии в военной сфере, военные и
гражданские специальности
Первая помощь (Тактическая медицина)
Обучение оказания первой помощи
Основы ухода за больным.
Итого:

1

3
4
5

8

9
10
11

1
1
1

1
3
3
3
17

план

факт


Наверх

Учетная политика, учетная политика для целей налогообложения

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».