Принято на заседании педагогического совета (протокол № 7 от 11.01.2024 г.) Утверждено Директор МБОУ СОШ № 25 им. П. К. Каледина _______________ Т.В.Ковалева Приказ № 26 от 12.01.2024г. ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ МЕДИАЦИИ 1. Общие положения. 1.1. Школьная служба медиации осуществляет свою деятельность на основании Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Конвенция о правах ребенка; Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК- 844/07. 1.2 Школьная служба медиации является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению. 1.3 В условиях школы служба медиации является объединением учащихся и педагогов, действующей на основании добровольческих усилий учащихся. 1.4. Допускается создание Школьной службы медиации только из педагогов и/или специалистов образовательного учреждения, если не выявлено претендентов на медиаторов среди учащихся. 1.5 Для координации работы в состав службы входят: социальный педагог; педагог-психолог; советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями; педагоги, обучающиеся 6-11классов; представитель родительской общественности. 1 2. Цели и задачи службы примирения. 2.1. Целями Школьной службы медиации являются: 2.1.1. Распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы). 2.1.2. Помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации. 2.1.3. Организация в МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина не карательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологиивосстановительной медиации. 2.2. Задачами Школьной службы медиации являются: 2.2.1. Проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций; 2.2.2. Обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности. 2.2.3. Организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации. 3. Принципы деятельности службы примирения 3.1. Деятельность Школьной службы медиации основана на следующих принципах: 3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации. 3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию сучастниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении. 3.1.3 Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он долженотказаться от медиации или передать ее другому медиатору. 4. Порядок формирования службы примирения. 4.1. В состав Школьной службы медиации могут входить обучающиеся 6-11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. 4.2. Руководителем (куратором) Школьной службы медиации может быть социальный педагог, педагог-психолог или иной работник МБОУ СОШ, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора МБОУ СОШ. 4.3. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов). 2 5. Порядок работы службы примирения. 5.1. Школьная служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, обучающихся,администрации МБОУ СОШ, членов службы примирения, родителей. 5.2. Школьная служба медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица МБОУ СОШ. 5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в МБОУ СОШ формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы, также необходимо согласие родителей или их участие во встрече. 5.4. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) Школьной службы медиации. 5.6. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае МБОУ СОШ может использовать иные педагогические технологии. 5.7. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор и другие взрослые участники Школьной службы медиации принимают участие в проводимой программе. 5.8. В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя. 5.9. Школьной службы медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае. 5.10. В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении. 5.11. При необходимости, служба примирения передает копию примирительного договора администрации МБОУ СОШ. 5.12. Школьная служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления. 5.20. При необходимости Школьная служба медиации информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров). 5.21. Деятельность Школьной службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы. 5.22. Руководитель (куратор) Школьной службы медиации обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации. Данные мониторинга передаются в Ассоциацию восстановительной медиации для обобщения и публикации статистических данных (без упоминания имен и фамилий участников программ). 3 5.23. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается, по возможности, информировать и привлекать родителей к участию в медиации (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации без их участия является обязательным). 5.24. Школьная служба медиации рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы. 5.25. По согласованию с администрацией МБОУ СОШ и руководителем службы примирения, взрослые медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его квалификация регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и не рассматриваются на школьной службе медиации. 5.26. При необходимости, Школьная служба медиации получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». 6. Организация деятельности службы примирения. 6.1. Школьной службе медиации администрация МБОУ СОШ предоставляет помещение для сборов медиаторов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы МБОУ СОШ (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие). 6.2. Поддержка и сопровождение Школьной службы медиации может осуществляться социально-психологическими центрами или общественнымиорганизациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе. 6.3. Должностные лица МБОУ СОШ оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов, учащихся и родителей. 6.4. Школьная служба медиации в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами МБОУ СОШ. 6.5. Администрация МБОУ СОШ содействует Школьнойслужбы медиации в организации взаимодействия с педагогами МБОУ СОШ, а также социальными службами и другими организациями. 6.6.В случае, если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службыпримирения и достигнутых договоренностях сторон. 6.7.Администрация МБОУ СОШ поддерживает участие руководителя (куратора) и медиаторов службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации. 6.8.Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участияв примирительных встречах большему числу желающих. 6.9. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация МБОУ СОШ может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих 4 добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему. 6.10. Школьная служба медиации может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения. 7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором МБОУ СОШ по предложению службы примирения, управляющего совета или органов самоуправления. 7.3. Вносимые изменения не должны противоречить стандартам восстановительной медиации. 5