Положение-о-программе-наставничества-МБОУ-СОШ-№-25-им.-П.К.Каледина

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол от 30.08.2022 г. № 1

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 25
им. П.К.Каледина
_____________ Т.В.Ковалева
Приказ от 01.09.2022 г. № 324

Положение о программе наставничества в МБОУ СОШ № 25
им. П.К.Каледина
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о программе наставничества (далее – Положение) в МБОУ
СОШ № 25 им. П.К.Каледина разработано с учетом требований следующих правовых и
нормативных документов:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик
обмена опытом между обучающимися»;
• письма Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении
целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;
• приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской
области от 08.06.2022 № 446 «О внедрении в Ростовской области методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных
организаций ;
• приказа Администрации г. Новочеркасска Управления Образования от 06.10.2020
№ 520 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по внедрению
методологии (целевой модели) наставничества»
• устава МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина и определяет порядок организации
наставничества в МБОУ СОШ.
1.2. Настоящее Положение:
• определяет цель и задачи наставничества в соответствии с методологией (целевой
моделью) наставничества педагогов и обучающихся (далее – Целевая модель);
• устанавливает порядок организации наставнической деятельности;
• определяет права и обязанности ее участников;
• определяет требования, предъявляемые к наставникам;
• устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;
• определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса
реализации наставничества в образовательной организации и его эффективности.
1.3. Участниками программы наставничества в образовательной организации
являются:
• наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного результата, личностного, профессионального, способный и готовый

поделиться опытом и н поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого;
• наставляемый (лицо, в отношении которого осуществляется наставничество) –
участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его
помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и
профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции;
• руководитель МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина;
• куратор наставнической деятельности в МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина–
сотрудник образовательной организации, который отвечает за внедрение и
организацию программы;
родители (законные представители) обучающихся;
• выпускники МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина;
• участники бизнес-сообщества, в том числе – работодатели, представители
образовательных организаций, представители региональной власти и органов
местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые
заинтересованы в реализации программ наставничества.
2.
Цель и
задачи
наставничества, планируемые результаты
программы наставничества
2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности
наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации,
через создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а
также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) МБОУ СОШ №
25 им. П.К.Каледина в их профессиональном становлении, приобретении
профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных
обязанностей.
2.2. Задачами наставничества являются:
• улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и
других сферах деятельности;
• подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, содействие его
профессиональной ориентации;
• раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала
обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной
образовательной траектории;
• обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального
развития и работы в коллективе;
• формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать
трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а
также при выполнении должностных обязанностей;
• ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов,
развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять

возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный
уровень;
• сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при
приеме на работу, закрепление педагогических кадров в МБОУ СОШ № 25 им.
П.К.Каледина и создание благоприятных условий для их профессионального и
должностного развития;
• создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и
профессиональной деятельности, участвующего в наставнической деятельности;
• выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и
моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности,
инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;
• формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МБОУ СОШ № 25
им. П.К.Каледина, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения
между его участниками.
2.3. Планируемые результаты реализации программы наставничества:
• успешная адаптация, активная социализация обучающегося в новом учебном
коллективе;
повышение мотивации к учебе, улучшение образовательных результатов
обучающегося, в том числе через участие в соревнованиях, конкурсах, проектной
и внеурочной деятельности, стажировках;
• развитие
гибких навыков, метакомпетенций как основы успешной
самостоятельной деятельности;
• формирование активной гражданской позиции наставляемого;
• позитивная социальная адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;
• построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе
взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов,
обеспечение преемственности профессиональной деятельности педагогов.
3. Порядок организации наставнической деятельности
3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения и
Программы наставничества МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина.
3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несут
руководитель МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина, куратор наставнической деятельности
и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению
наставничества в школе.
3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц,
испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или
профессиональных компетенций.
Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного
процесса:
• обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении наставника;
• педагогические работники, вновь принятые на работу в МБОУ СОШ № 25 им.
П.К.Каледина; педагогические работники, изъявившие желание в назначении
наставника.
3.4. Наставниками могут быть:

учащиеся;
• выпускники;
• родители (законные представители) обучающихся;
• педагоги и иные должностные лица образовательной организации;
• сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих
организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших
готовность принять участие в реализации программы наставничества.
Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в Приложении 1.
3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе на основании заявления
(Приложение 2).
3.6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической
деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы
работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с
наставником и наставляемыми.
3.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой
наставнической пары (но не более одного календарного года) в зависимости от
планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам
анализа потребности в развитии наставляемого.
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с
наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может
быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного
продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в
отношении которого осуществляется наставничество.
3.8. Замена наставника производится приказом руководителя МБОУ СОШ № 25 им.
П.К.Каледина, основанием могут выступать следующие обстоятельства:
прекращение трудовых отношений;
• психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
• систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
• привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
• обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
При замене наставника период наставничества не меняется.
3.9. Этапы наставнической деятельности в МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина
осуществляются в соответствии с Дорожной картой внедрения программы наставничества
и включают в себя семь этапов:
• этап 1. Подготовка условий для запуска программы наставничества;
• этап 2. Формирование базы наставляемых;
• этап 3. Формирование базы наставников;
• этап 4. Отбор/выдвижение наставников;
• этап 5. Формирование наставнических пар/групп;
• этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп;
• этап 7. Завершение внедрения программы наставничества.
3.9.1. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества,
включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической
•

деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку
предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей
наставничества на ближайший год, исходя из потребностей образовательной организации,
заключение партнерских соглашений с организациями – социальными партнерами,
участвующими в реализации программ наставничества образовательной организации.
3.9.2. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников, и
формируется база данных наставляемых. На данном этапе собираются:
• согласия на обработку персональных данных от тех участников программы
наставничества в образовательной организации, которые еще не давали такого
согласия;
• согласия на участие в программе наставничества от будущих участников
наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если
участники – несовершеннолетние.
3.9.3. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы
данных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников
(Приложение 1).
3.9.4. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается база данных наставников,
прошедших выдвижение или предварительный отбор. Выдвижение наставников может
осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. Предварительный
отбор наставников осуществляется на основе их заявлений (формат заявления
представлен в Приложении 2).
3.9.5. В рамках пятого этапа происходит прикрепление наставников к наставляемым
посредством специальной формы (Приложение 3), формирование наставнических пар
(групп) и разработка индивидуальных планов развития.
3.9.6. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и
наставляемых по осуществлению мероприятий программы наставничества.
3.9.7. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых
мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности.
3.9.8. 3.10. В целях обеспечения открытости реализации программы наставничества на
сайте МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина в разделе «Наставничество» размещается и
своевременно обновляется следующая информация:
• нормативные правовые документы и локальные акты, регулирующие реализацию
программы наставничества;
реестр наставников;
• перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы
наставничества образовательной организации;
• анонсы
мероприятий,
проводимых в
рамках
внедрения
программы наставничества;
• лучшие наставнические практики; шаблоны и формы документов.
4. Права и обязанности куратора
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
• формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
• разработка проекта ежегодной программы наставничества МБОУ СОШ № 25 им.
П.К.Каледина;

организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной программы
наставничества;
• подготовка
проектов
документов,
сопровождающих
наставническую
деятельность, и представление их на утверждение руководителю МБОУ СОШ №
25 им. П.К.Каледина;
• оказание своевременной информационной, методической и консультационной
поддержки участникам наставнической деятельности;
• мониторинг и оценка качества программы наставничества;
• получение обратной связи от участников программы наставничества и иных
причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка
полученных результатов;
• анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в школе и участие в его распространении.
4.2. Куратор имеет право:
• запрашивать
документы (индивидуальные планы развития, заявления,
представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и
оценки) от участников наставнической деятельности;
• организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители,
классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.);
• вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы МБОУ СОШ
№ 25 им. П.К.Каледина, сопровождающие наставническую деятельность;
• инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в
МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина;
• принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
• вносить на рассмотрение руководству МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина
предложения о поощрении участников наставнической деятельности;
организации
взаимодействия наставнических пар;
• на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества.
4.3. Контроль за деятельностью куратора возлагается на заместителя директора по
учебновоспитательной работе.
5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник обязан:
• помогать разрабатывать индивидуальный план развития наставляемого,
своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его
выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных
мероприятий;
• в соответствии с программой наставничества лично встречаться с наставляемым
для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения и
(при необходимости) коррекции индивидуального плана развития, выбора
методов наставнической деятельности;
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности
наставляемого в рамках мероприятий индивидуального плана развития;
• передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным
приемам и современным методам работы или поведения, в том числе оказывать
•

наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных
ситуациях;
• своевременно
реагировать на
проявления недисциплинированности
наставляемого;
• личным примером развивать положительные качества наставляемого, при
необходимости корректировать его поведение;
• принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в МБОУ
СОШ № 25 им. П.К.Кледина в том числе в рамках «Школы наставников»;
• в случае если он не является сотрудником школы, предоставить справки об
отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые
для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся.
5.2. Наставник имеет право:
• привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией
программы наставничества;
• участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в МБОУ СОШ
№ 25 им. П.К.Каледина в том числе с деятельностью наставляемого;
• выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и
своевременности выполнения заданий, проектов, определенных
индивидуальным планом развития;
• требовать выполнения наставляемым индивидуального плана развития;
• в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы
наставничества «Учитель – учитель») и иных оценочных или конкурсных
мероприятиях;
• принимать участие в оценке качества программы наставничества;
• обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в
документацию и инструменты осуществления программы наставничества; за
организационно-методической поддержкой;
• обращаться к руководителю МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина с
мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам
личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития.
6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый обязан:
• выполнять задания, определенные в индивидуальном плане развития, в
установленные сроки и периодически обсуждать с наставником вопросы,
связанные с выполнением индивидуального плана развития;
• совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и
устранять допущенные ошибки;
• выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
индивидуального плана развития, учиться у него практическому решению
поставленных задач, формировать поведенческие навыки;
• отчитываться перед наставником в части выполнения касающихся его
мероприятий индивидуального плана развития;
• сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением
определенных пунктов индивидуального плана развития;

проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение
к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество, в соответствии с программой
наставничества МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина.
6.2. Наставляемый имеет право:
• пользоваться имеющейся в МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина нормативной,
информационноаналитической
и
учебно-методической
документацией,
материалами
и
иными
ресурсами,
обеспечивающими
реализацию
индивидуального плана развития;
• в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую
информацию;
• принимать участие в оценке качества программы наставничества;
• при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической
деятельности в МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина.
7. Мониторинг и оценка результатов реализации программ наставничества
7.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества включает сбор,
обработку, хранение и использование информации о программе наставничества и/или
отдельных ее элементах.
•

7.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
оценка влияния программ на всех участников.
7.3. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой
программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар
или групп «наставник – наставляемый».
Результатом мониторинга является аналитика реализуемой программы наставничества,
которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и
количественных показателей социального и профессионального благополучия,
расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы
наставничества.
7.4. На втором этапе мониторинга оцениваются:
• мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы
наставничества;
• развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в
образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися
образовательных программ;
• динамика образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных,
интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Этап включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу
наставничества, а второй – по итогам прохождения программы.
Результатом данного этапа мониторинга являются оценка и динамика:
• развития гибких навыков участников программы;

уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и
профессионального образования;
• качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ;
• степени включенности обучающихся в образовательные процессы организации;
• качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы,
удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью, а
также описание психологического климата в школе.
7.5. Мониторинг проводится куратором два раза за период наставничества:
промежуточный и итоговый.
8. Мотивация участников наставнической деятельности
•

8.1. Участники системы наставничества в МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина,
показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя
школы к следующим видам поощрений:
• публичное признание значимости их работы – объявление благодарности,
награждение почетной грамотой и др.;
• размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении,
документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах школы в
социальных сетях;
• благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;
• обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками,
показавшими высокие результаты.
8.2. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении
аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат
МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина.
8.3. Руководство МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина вправе применять иные методы
нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института
наставничества и повышения его эффективности.


Наверх

Учетная политика, учетная политика для целей налогообложения

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».