Положение-о-программе-наставничества-МБОУ-СОШ-№-25-им.-П.К.Каледина

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол от 30.08.2022 г. № 1

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 25
им. П.К.Каледина
_____________ Т.В.Ковалева
Приказ от 01.09.2022 г. № 324

Положение о программе наставничества в МБОУ СОШ № 25
им. П.К.Каледина
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о программе наставничества (далее – Положение) в МБОУ
СОШ № 25 им. П.К.Каледина разработано с учетом требований следующих правовых и
нормативных документов:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик
обмена опытом между обучающимися»;
• письма Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении
целевой модели наставничества и методических рекомендаций»;
• приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской
области от 08.06.2022 № 446 «О внедрении в Ростовской области методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для образовательных
организаций ;
• приказа Администрации г. Новочеркасска Управления Образования от 06.10.2020
№ 520 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по внедрению
методологии (целевой модели) наставничества»
• устава МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина и определяет порядок организации
наставничества в МБОУ СОШ.
1.2. Настоящее Положение:
• определяет цель и задачи наставничества в соответствии с методологией (целевой
моделью) наставничества педагогов и обучающихся (далее – Целевая модель);
• устанавливает порядок организации наставнической деятельности;
• определяет права и обязанности ее участников;
• определяет требования, предъявляемые к наставникам;
• устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;
• определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса
реализации наставничества в образовательной организации и его эффективности.
1.3. Участниками программы наставничества в образовательной организации
являются:
• наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного результата, личностного, профессионального, способный и готовый

поделиться опытом и н поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого;
• наставляемый (лицо, в отношении которого осуществляется наставничество) –
участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его
помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и
профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции;
• руководитель МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина;
• куратор наставнической деятельности в МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина–
сотрудник образовательной организации, который отвечает за внедрение и
организацию программы;
родители (законные представители) обучающихся;
• выпускники МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина;
• участники бизнес-сообщества, в том числе – работодатели, представители
образовательных организаций, представители региональной власти и органов
местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые
заинтересованы в реализации программ наставничества.
2.
Цель и
задачи
наставничества, планируемые результаты
программы наставничества
2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности
наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации,
через создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а
также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) МБОУ СОШ №
25 им. П.К.Каледина в их профессиональном становлении, приобретении
профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных
обязанностей.
2.2. Задачами наставничества являются:
• улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и
других сферах деятельности;
• подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, содействие его
профессиональной ориентации;
• раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала
обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной
образовательной траектории;
• обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального
развития и работы в коллективе;
• формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать
трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а
также при выполнении должностных обязанностей;
• ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов,
развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять

возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный
уровень;
• сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при
приеме на работу, закрепление педагогических кадров в МБОУ СОШ № 25 им.
П.К.Каледина и создание благоприятных условий для их профессионального и
должностного развития;
• создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и
профессиональной деятельности, участвующего в наставнической деятельности;
• выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и
моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности,
инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;
• формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МБОУ СОШ № 25
им. П.К.Каледина, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения
между его участниками.
2.3. Планируемые результаты реализации программы наставничества:
• успешная адаптация, активная социализация обучающегося в новом учебном
коллективе;
повышение мотивации к учебе, улучшение образовательных результатов
обучающегося, в том числе через участие в соревнованиях, конкурсах, проектной
и внеурочной деятельности, стажировках;
• развитие
гибких навыков, метакомпетенций как основы успешной
самостоятельной деятельности;
• формирование активной гражданской позиции наставляемого;
• позитивная социальная адаптация педагога в новом педагогическом коллективе;
• построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе
взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов,
обеспечение преемственности профессиональной деятельности педагогов.
3. Порядок организации наставнической деятельности
3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения и
Программы наставничества МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина.
3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несут
руководитель МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина, куратор наставнической деятельности
и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению
наставничества в школе.
3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц,
испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или
профессиональных компетенций.
Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного
процесса:
• обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении наставника;
• педагогические работники, вновь принятые на работу в МБОУ СОШ № 25 им.
П.К.Каледина; педагогические работники, изъявившие желание в назначении
наставника.
3.4. Наставниками могут быть:

учащиеся;
• выпускники;
• родители (законные представители) обучающихся;
• педагоги и иные должностные лица образовательной организации;
• сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих
организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших
готовность принять участие в реализации программы наставничества.
Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в Приложении 1.
3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе на основании заявления
(Приложение 2).
3.6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической
деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы
работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с
наставником и наставляемыми.
3.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой
наставнической пары (но не более одного календарного года) в зависимости от
планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам
анализа потребности в развитии наставляемого.
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с
наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может
быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного
продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в
отношении которого осуществляется наставничество.
3.8. Замена наставника производится приказом руководителя МБОУ СОШ № 25 им.
П.К.Каледина, основанием могут выступать следующие обстоятельства:
прекращение трудовых отношений;
• психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
• систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
• привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
• обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
При замене наставника период наставничества не меняется.
3.9. Этапы наставнической деятельности в МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина
осуществляются в соответствии с Дорожной картой внедрения программы наставничества
и включают в себя семь этапов:
• этап 1. Подготовка условий для запуска программы наставничества;
• этап 2. Формирование базы наставляемых;
• этап 3. Формирование базы наставников;
• этап 4. Отбор/выдвижение наставников;
• этап 5. Формирование наставнических пар/групп;
• этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп;
• этап 7. Завершение внедрения программы наставничества.
3.9.1. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества,
включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической
•

деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку
предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей
наставничества на ближайший год, исходя из потребностей образовательной организации,
заключение партнерских соглашений с организациями – социальными партнерами,
участвующими в реализации программ наставничества образовательной организации.
3.9.2. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников, и
формируется база данных наставляемых. На данном этапе собираются:
• согласия на обработку персональных данных от тех участников программы
наставничества в образовательной организации, которые еще не давали такого
согласия;
• согласия на участие в программе наставничества от будущих участников
наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если
участники – несовершеннолетние.
3.9.3. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы
данных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников
(Приложение 1).
3.9.4. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается база данных наставников,
прошедших выдвижение или предварительный отбор. Выдвижение наставников может
осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. Предварительный
отбор наставников осуществляется на основе их заявлений (формат заявления
представлен в Приложении 2).
3.9.5. В рамках пятого этапа происходит прикрепление наставников к наставляемым
посредством специальной формы (Приложение 3), формирование наставнических пар
(групп) и разработка индивидуальных планов развития.
3.9.6. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и
наставляемых по осуществлению мероприятий программы наставничества.
3.9.7. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых
мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности.
3.9.8. 3.10. В целях обеспечения открытости реализации программы наставничества на
сайте МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина в разделе «Наставничество» размещается и
своевременно обновляется следующая информация:
• нормативные правовые документы и локальные акты, регулирующие реализацию
программы наставничества;
реестр наставников;
• перечень социальных партнеров, участвующих в реализации программы
наставничества образовательной организации;
• анонсы
мероприятий,
проводимых в
рамках
внедрения
программы наставничества;
• лучшие наставнические практики; шаблоны и формы документов.
4. Права и обязанности куратора
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
• формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
• разработка проекта ежегодной программы наставничества МБОУ СОШ № 25 им.
П.К.Каледина;

организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной программы
наставничества;
• подготовка
проектов
документов,
сопровождающих
наставническую
деятельность, и представление их на утверждение руководителю МБОУ СОШ №
25 им. П.К.Каледина;
• оказание своевременной информационной, методической и консультационной
поддержки участникам наставнической деятельности;
• мониторинг и оценка качества программы наставничества;
• получение обратной связи от участников программы наставничества и иных
причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка
полученных результатов;
• анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в школе и участие в его распространении.
4.2. Куратор имеет право:
• запрашивать
документы (индивидуальные планы развития, заявления,
представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и
оценки) от участников наставнической деятельности;
• организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители,
классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.);
• вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы МБОУ СОШ
№ 25 им. П.К.Каледина, сопровождающие наставническую деятельность;
• инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в
МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина;
• принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
• вносить на рассмотрение руководству МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина
предложения о поощрении участников наставнической деятельности;
организации
взаимодействия наставнических пар;
• на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества.
4.3. Контроль за деятельностью куратора возлагается на заместителя директора по
учебновоспитательной работе.
5. Права и обязанности наставника
5.1. Наставник обязан:
• помогать разрабатывать индивидуальный план развития наставляемого,
своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его
выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных
мероприятий;
• в соответствии с программой наставничества лично встречаться с наставляемым
для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения и
(при необходимости) коррекции индивидуального плана развития, выбора
методов наставнической деятельности;
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности
наставляемого в рамках мероприятий индивидуального плана развития;
• передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным
приемам и современным методам работы или поведения, в том числе оказывать
•

наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных
ситуациях;
• своевременно
реагировать на
проявления недисциплинированности
наставляемого;
• личным примером развивать положительные качества наставляемого, при
необходимости корректировать его поведение;
• принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в МБОУ
СОШ № 25 им. П.К.Кледина в том числе в рамках «Школы наставников»;
• в случае если он не является сотрудником школы, предоставить справки об
отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые
для осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся.
5.2. Наставник имеет право:
• привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией
программы наставничества;
• участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в МБОУ СОШ
№ 25 им. П.К.Каледина в том числе с деятельностью наставляемого;
• выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и
своевременности выполнения заданий, проектов, определенных
индивидуальным планом развития;
• требовать выполнения наставляемым индивидуального плана развития;
• в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы
наставничества «Учитель – учитель») и иных оценочных или конкурсных
мероприятиях;
• принимать участие в оценке качества программы наставничества;
• обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в
документацию и инструменты осуществления программы наставничества; за
организационно-методической поддержкой;
• обращаться к руководителю МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина с
мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам
личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития.
6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Наставляемый обязан:
• выполнять задания, определенные в индивидуальном плане развития, в
установленные сроки и периодически обсуждать с наставником вопросы,
связанные с выполнением индивидуального плана развития;
• совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и
устранять допущенные ошибки;
• выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
индивидуального плана развития, учиться у него практическому решению
поставленных задач, формировать поведенческие навыки;
• отчитываться перед наставником в части выполнения касающихся его
мероприятий индивидуального плана развития;
• сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением
определенных пунктов индивидуального плана развития;

проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение
к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество, в соответствии с программой
наставничества МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина.
6.2. Наставляемый имеет право:
• пользоваться имеющейся в МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина нормативной,
информационноаналитической
и
учебно-методической
документацией,
материалами
и
иными
ресурсами,
обеспечивающими
реализацию
индивидуального плана развития;
• в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую
информацию;
• принимать участие в оценке качества программы наставничества;
• при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической
деятельности в МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина.
7. Мониторинг и оценка результатов реализации программ наставничества
7.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества включает сбор,
обработку, хранение и использование информации о программе наставничества и/или
отдельных ее элементах.
•

7.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
оценка влияния программ на всех участников.
7.3. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой
программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар
или групп «наставник – наставляемый».
Результатом мониторинга является аналитика реализуемой программы наставничества,
которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и
количественных показателей социального и профессионального благополучия,
расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы
наставничества.
7.4. На втором этапе мониторинга оцениваются:
• мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы
наставничества;
• развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в
образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися
образовательных программ;
• динамика образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных,
интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.
Этап включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу
наставничества, а второй – по итогам прохождения программы.
Результатом данного этапа мониторинга являются оценка и динамика:
• развития гибких навыков участников программы;

уровня мотивированности и осознанности участников в вопросах саморазвития и
профессионального образования;
• качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ;
• степени включенности обучающихся в образовательные процессы организации;
• качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы,
удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью, а
также описание психологического климата в школе.
7.5. Мониторинг проводится куратором два раза за период наставничества:
промежуточный и итоговый.
8. Мотивация участников наставнической деятельности
•

8.1. Участники системы наставничества в МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина,
показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя
школы к следующим видам поощрений:
• публичное признание значимости их работы – объявление благодарности,
награждение почетной грамотой и др.;
• размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении,
документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах школы в
социальных сетях;
• благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;
• обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками,
показавшими высокие результаты.
8.2. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении
аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат
МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина.
8.3. Руководство МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина вправе применять иные методы
нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института
наставничества и повышения его эффективности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Учетная политика, учетная политика для целей налогообложения

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».