Принято на заседании педагогического совета протокол № 1 от 30.08.2022 г. Согласовано с Советом МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина «30» августа 2022г. Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 25 им. П. К. Каледина _______________ Ковалева Т.В. Приказ № 324 от 31.08.2022г. ПОЛОЖЕНИЕ о работе школьного педагога – психолога МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина ПОЛОЖЕНИЕ о работе школьного педагога-психолога разработано и утверждено на основании нормативных документов: - приказа Минобразования России от 22.10.1999г. №636. "Об утверждении Положения о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"; - письма Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебновоспитательном процессе в условиях модернизации образования"; -Письмо Минобразования РФ от 18 апреля 2008 от 28 октября № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами». -Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2009 г. № 06-1216 «О совершенствовании комплексной психолого- педагогической и медико-социальноправовой помощи обучающимся, воспитанникам». - Профессиональный стандарт педагога – психолога, Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н. - Должностная инструкция педагога-психолога, - Устав МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина. РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Педагог - психолог обеспечивает психологическое сопровождение детей с нарушением интеллекта, детей с ОВЗ, детей с девиантным поведением. Под психологическим сопровождением понимается комплекс мероприятий, направленных на создание социальнопсихологических условий для успешного обучения и развития детей с ОВЗ, раскрытия их потенциальных возможностей, а также преодоления негативных последствий их воспитания в социально-неблагополучной среде. 1.2. Психологическую работу в школе могут осуществлять специалисты, получившие общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики и психокоррекции. Педагоги, привлеченные к работе школьной психологической службы, должны пройти специальное обучение и приобрести соответствующую квалификацию. Квалификация школьного педагога психолога подтверждается документом высшего учебного заведения. 1.3. В своей деятельности педагог - психолог руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», международными актами в области защиты прав детей и молодёжи, Уставом школы, настоящим Положением и другими нормативными документами, регламентирующими её деятельность. 1.4. При планировании своей деятельности педагог - психолог ориентируется на интересы воспитанников, запросы педагогических работников и администрации школы. 1.5. Педагог – психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или законными представителями, с педагогическим коллективом и администрацией школы, с органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающих помощь в воспитании детей и подростков. 1.6. Педагог - психолог может пользоваться в установленном порядке всей необходимой учебной, научной, информационной и материально-технической базой школы. В непосредственном распоряжении педагога - психолога находятся закреплённые помещения с мебелью и компьютерной техникой, программным обеспечением, видеотехникой, набором психологического инструментария и другими средствами, необходимыми для полноценного выполнения своих функций. РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА 2.1. ЦЕЛЬ Цель: сохранение и поддержание оптимального уровня психологического здоровья детей с ОВЗ, обучающимися в условиях образовательного учреждения, посредством создания социально-психологических условий для их успешного обучения и развития. 2.2. ЗАДАЧИ 2.2.1. Создание социально-психологических условий для развития ребенка с интеллектуальными нарушениями: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, содействие их личностному, интеллектуальному, социальному развитию за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства. 2.2.2. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе систематического отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе школьного обучения. 2.2.3. Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии каждого ребенка, а также негативных последствий его воспитания в социальнонеблагополучной среде. 2.2.4. Оказание помощи воспитанникам, родителям (законным представителям) педагогическому коллективу в решении конкретных проблем обучения, воспитания или психического самочувствия. 2.2.5. Психологическая поддержка и просвещение педагогического коллектива в вопросах воспитания и обучения детей. 2.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ 2.3.1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды. Это система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающегося, формирование социальнопсихологической компетентности всех участников образовательного процесса. Данное направление деятельности включает в себя: - социально-психологический мониторинг (диагностическая деятельность, позволяющая администрации и педагогическому коллективу отслеживать адаптационные процессы, психологический климат в школе и эффективность воспитательных и коррекционноразвивающих воздействий и т.п.); - социально-психологическое проектирование (разработка системы социальнопедагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания, развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д.). 2.3.2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса. 2 Это система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе индивидуального образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей, склонностей; Данное направление деятельности включает в себя: - психологическую диагностику (психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации); - психологическое консультирование (оказание помощи личности в её самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностномотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей)); - психологическую коррекцию и развитие (активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы, а также развитие потенциальных возможностей детей, их интересов и склонностей); - психологическое просвещение (система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников и педагогических работников психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач); - психологическую профилактику (система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития); - участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума, Совета Профилактики, ППМС школы. 2.3.4. Повышение качества психологической помощи участникам образовательного процесса. Это система мер, направленных на развитие кадрового потенциала, материальнотехнической базы психологической службы; формирование единого информационного пространства, обеспечение психологической службы унифицированным и сертифицированным психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием; повышение уровня профессионализма педагогов-психологов службы через систему повышения квалификации, обобщение и распространение опыта психологической работы, участие в конкурсах профессионального мастерства. РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 3.1. Основными направлениями работы педагога-психолога в школе являются: адаптация обучающихся 1 класса к обучению в школе в соответствии с ФГОС НОО УО, адаптация вновь прибывших учащихся, работа с детьми «группы риска» (с трудностями в обучении и поведенческими проблемами, склонными к асоциальному поведению). 3.2. Занятия психолога могут осуществляться в индивидуальной и групповой формах. Группы для занятий формируются в начале учебного года по результатам диагностической работы , а также в течение года по запросам администрации, учителей и воспитателей. Группы могут быть гомогенными и гетерогенными по возрастному и половому признаку, это зависит от целей и задач реализуемых в группе занятий. Список учащихся для индивидуальных занятий также составляется в начале и дополнятся во время учебного года. На индивидуальном психологическом сопровождении могут состоять 3 вновь прибывшие воспитанники (с целью адаптации к учреждению), а также воспитанники с трудностями в обучении (дети с инвалидностью, дети со сложной структурой дефекта и т.д.) и поведенческими проблемами (склонные к асоциальному поведению) по решению ПМПК. 3.3. Выявление детей с уровнем актуального развития и поведенческими проблемами для зачисления на психологическое сопровождение проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая и записывается в журнал психодиагностики. Все дети с выявленными проблемами регистрируются в списке для последующего распределения по группам и определения маршрута сопровождения и выбора программы для личностного развития. На каждого обучающегося, поставленного на индивидуальное психологическое сопровождение заполняется индивидуальная психолого – педагогического карта развития, в которой отражаются особенности психического развития воспитанников, а также индивидуальный маршрут психологического сопровождения. 3.4. Психологические занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю и не чаще 3 раз. Продолжительность занятий зависит от возрастного состава их участников и целей занятий. В среднем она составляет от 20 до 45 минут. 3.5. В середине и конце учебного года с помощью диагностических срезов отслеживается эффективность психологической работы с детьми. При наличии стабильной положительной динамики развития корректируемых показателей ребенок или группа детей снимаются с сопровождения. В случае незначительной динамики развития, корректируются формы и методы работы с детьми, занятия продолжаются. РАЗДЕЛ VΙ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 4.1. ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Педагог-психолог обязан: 4.1.1. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. 4.1.2. Содействовать охране прав учащихся в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и законодательством Российской Федерации. 4.1.3. Способствовать гармонизации социальной сферы школы и осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации воспитанников. 4.1.4. Проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников. 4.1.5. Определять факторы, препятствующие развитию личности воспитанников, и принимать меры по оказанию им различного вида психологической помощи. 4.1.6. Формировать психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей (законных представителей). 4.1.7. Оказывать помощь учащимся, законным представителям и педагогическому коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем. 4.1.8. Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности воспитанников. 4.1.9. Согласовывать планы работы и систематически предоставлять администрации отчеты о результатах деятельности по психологическому сопровождению учащихся школы. 4.2. ПРАВА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Педагог-психолог имеет право: 4.2.1. Свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической работы. 4 4.2.2. Участвовать в педсоветах, методических объединениях, производственных совещаниях на уровне школы. 4.2.3. Повышать квалификацию. 4.2.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 4.2.5. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации. 4.3. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 4.3.1. Перспективный план работы психолога на год, утвержденный директором школы. 4.3.2. Циклограмма 4.3.3. Режим (расписание) работы. 4.3.4. Журнал учета видов деятельности педагога-психолога (Приложение 1): Журнал консультаций; Журнал коррекционно – развивающей работы (групповой); Журнал индивидуальной работы с детьми группы риска; Журнал групповой работы; Журнал организационно – методической работы. 4.3.5. Программы коррекционно – развивающих занятий (групповой и индивидуальной работы) 4.3.6. Индивидуальная психолого – педагогического карта (Приложение 2) 4.3.7. Психологические заключения и выписки по результатам диагностических тестов. (Приложение 3) 4.3.8. Психологические характеристики детей. 4.3.9. Психолого - педагогическое сопровождение детей, состоящих на учете (Приложение 4 «Личная карта»); 4.3.10. Аналитические отчеты о работе психолога за год 4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕАДАГОГА-ПСИХОЛОГА 4.4.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагогпсихолог несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время индивидуальных и групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод, обучающихся во время их проведения. 4.4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. 4.4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. 5 Приложение 1 Журнал консультаций № Дата п/п Повод обращения Пол Возр. Врем я Проблемы (выявленные) Примечание 1. Журнал учета групповых коррекционно – развивающих занятий № п/п 1. Список участников Дата проведения Дата Тема. Название занятия Примечание С.Маша Журнал учета индивидуальной работы с детьми группы риска № п/п Дата ФИО Возраст Причина обращения Проблема Вид работы Примечание Журнал групповой работы Дата проведе ния Категория слушателей Форма мероприятия Тема Примечание Журнал организационно – методической работы Дата Содержание работы Примечание 6 Приложение 2 Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка Ф.И.О.______________________________________________________________________________________ ГОД РОЖД._________________________________________________________________________________ ДИАГНОЗ:__________________________________________________________________________________ КЛАСС (ГРУППА):___________________________________________________________________________ ОУ ПОСЕЩАЕТ С___________________________________________________________________________ ДОМ. АДРЕС:_______________________________________________________________________________ МАТЬ:______________________________________________________________________________________ ОТЕЦ:______________________________________________________________________________________ I. Особенности познавательной сферы Восприятие:_________________________________________________________________________________ Внимание:__________________________________________________________________________________ Память:____________________________________________________________________________________ Мышление: _________________________________________________________________________________ II. Работоспособность на занятиях Включение в работу___________________________________________________________________________ Темп выполнения заданий_______________________________________________________________________ Переключаемость_____________________________________________________________________________ Сосредоточенность___________________________________________________________________________ Качество работы_____________________________________________________________________________ Продуктивность______________________________________________________________________________ Утомление наступает_________________________________________________________________________ III. Особенности эмоционально-волевой сферы Общий эмоциональный фон_____________________________________________________________________ Какие эмоции превалируют_____________________________________________________________________ Заинтересованность ребенка в выполнении заданий________________________________________________ Реакция на успех или неудачу___________________________________________________________________ Адекватность реакций________________________________________________________________________ Возбудимость_______________________________________________________________________________ Наличие аффективных реакций, наличие страхов, проявление негативизма _____________________________________________________________________________________________ Возможность адекватной оценки своих результатов _____________________________________________________________________________________________ Способность к волевому усилию_________________________________________________________________ IV. Личностно-характерологические особенности Самооценка___________________________________________________________________________________ Поведение среди сверстников____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Отношение с воспитателями или педагогами______________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Активность__________________________________________________________________________________ Тревожность_________________________________________________________________________________ Агрессивность________________________________________________________________________________ Критичность_________________________________________________________________________________ V. Рекомендации Рекомендации педагогам_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Рекомендации родителям_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ VI. Занятия с психологом _____________________________________________________________________________________________ VII. Динамика _____________________________________________________________________________________________ Педагог-психолог_________________________ 7 Приложение 3 Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования Педагог-психолог_____________________________________________________________ Сроки проведения исследования________________________________________________ Объект исследования (ФИО ребенка, класс, группа)________________________________ Причина исследования________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Внешний вид и поведение в ситуации обследования _____________________________________________________________________________ __________________________________________________ Темп работы и работоспособность_____________________________________________ _____________________________________________________________________________ Примененные методики ( автор, название)_______________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Оценочные шкалы, значимые в данном исследовании____________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Результаты исследования: Количественные данные Задание Результаты выполнения Заключение диагностического задания Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 8 Приложение 4 ЛИЧНАЯ КАРТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Ф.И.О._________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Дата рождения ________________________________________________________ Класс ________________________________________________________________ Запрос ________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Жалобы ______________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Особенности поведения в классе _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Программа _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Цель _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Срок реализации программы _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Результат _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Примечание _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ДАТА ЗАНЯТИЕ ПРИМЕЧАНИЕ 9