Положение о работе школьного педагога-психолога

Принято
на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 30.08.2022 г.

Согласовано
с Советом
МБОУ СОШ № 25
им.П.К.Каледина
«30» августа 2022г.

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 25
им. П. К. Каледина
_______________ Ковалева Т.В.
Приказ № 324 от 31.08.2022г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о работе школьного педагога – психолога
МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина
ПОЛОЖЕНИЕ о работе школьного педагога-психолога разработано и утверждено на
основании нормативных документов:
- приказа Минобразования России от 22.10.1999г. №636. "Об утверждении Положения о
Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";
- письма Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 "О методических
рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебновоспитательном процессе в условиях модернизации образования";
-Письмо Минобразования РФ от 18 апреля 2008 от 28 октября № АФ-150/06 «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами».
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2009 г. №
06-1216 «О совершенствовании комплексной психолого- педагогической и медико-социальноправовой помощи обучающимся, воспитанникам».
- Профессиональный стандарт педагога – психолога, Утвержден приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н.
- Должностная инструкция педагога-психолога,
- Устав МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Педагог - психолог обеспечивает психологическое сопровождение детей с
нарушением интеллекта, детей с ОВЗ, детей с девиантным поведением. Под психологическим
сопровождением понимается комплекс мероприятий, направленных на создание социальнопсихологических условий для успешного обучения и развития детей с ОВЗ, раскрытия их
потенциальных возможностей, а также преодоления негативных последствий их воспитания в
социально-неблагополучной среде.
1.2. Психологическую работу в школе могут осуществлять специалисты, получившие
общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской,
возрастной и педагогической психологии, психодиагностики и психокоррекции. Педагоги,
привлеченные к работе школьной психологической службы, должны пройти специальное
обучение и приобрести соответствующую квалификацию. Квалификация школьного педагога психолога подтверждается документом высшего учебного заведения.
1.3. В своей деятельности педагог - психолог руководствуется Законом Российской
Федерации «Об образовании», международными актами в области защиты прав детей и
молодёжи, Уставом школы, настоящим Положением и другими нормативными документами,
регламентирующими её деятельность.
1.4. При планировании своей деятельности педагог - психолог ориентируется на интересы
воспитанников, запросы педагогических работников и администрации школы.
1.5. Педагог – психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями
или законными представителями, с педагогическим коллективом и администрацией школы, с
органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями
общественных организаций, оказывающих помощь в воспитании детей и подростков.

1.6. Педагог - психолог может пользоваться в установленном порядке всей необходимой
учебной, научной, информационной и материально-технической базой школы.
В непосредственном распоряжении педагога - психолога находятся закреплённые
помещения с мебелью и компьютерной техникой, программным обеспечением, видеотехникой,
набором психологического инструментария и другими средствами, необходимыми для
полноценного выполнения своих функций.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА
2.1. ЦЕЛЬ
Цель: сохранение и поддержание оптимального уровня психологического здоровья детей
с ОВЗ, обучающимися в условиях образовательного учреждения, посредством создания
социально-психологических условий для их успешного обучения и развития.
2.2. ЗАДАЧИ
2.2.1. Создание социально-психологических условий для развития ребенка с
интеллектуальными нарушениями: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, содействие
их личностному, интеллектуальному, социальному развитию за счет дополнения современных
методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и
обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства.
2.2.2. Обеспечение индивидуального подхода к каждому
ребенку на основе
систематического отслеживания психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его
развития в процессе школьного обучения.
2.2.3. Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном
развитии каждого ребенка, а также негативных последствий его воспитания в социальнонеблагополучной среде.
2.2.4. Оказание помощи воспитанникам, родителям (законным представителям)
педагогическому коллективу в решении конкретных проблем обучения, воспитания или
психического самочувствия.
2.2.5. Психологическая поддержка и просвещение педагогического коллектива в вопросах
воспитания и обучения детей.
2.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
2.3.1. Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера
образовательной среды.
Это система мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия
образовательной среды на развитие личности обучающегося, формирование социальнопсихологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Данное направление деятельности включает в себя:
- социально-психологический мониторинг (диагностическая деятельность, позволяющая
администрации и педагогическому коллективу отслеживать адаптационные процессы,
психологический климат в школе и эффективность воспитательных и коррекционноразвивающих воздействий и т.п.);
- социально-психологическое проектирование (разработка системы социальнопедагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания,
развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических
особенностей, восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности
усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д.).
2.3.2. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.
2

Это система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических
проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных
ситуациях; оказание помощи в выборе индивидуального образовательного маршрута с учетом
личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей, склонностей;
Данное направление деятельности включает в себя:
- психологическую диагностику (психолого-педагогическое изучение обучающихся на
протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей
личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также
выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации);
- психологическое консультирование (оказание помощи личности в её самопознании,
адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностномотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной
устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая
индивидуальные и групповые консультации обучающихся, педагогов, родителей (законных
представителей));
- психологическую коррекцию и развитие (активное психологическое воздействие,
направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и
личностном развитии воспитанников со стойкими затруднениями в освоении образовательной
программы, а также развитие потенциальных возможностей детей, их интересов и склонностей);
- психологическое просвещение (система мероприятий, направленных на формирование у
воспитанников и педагогических работников психологической компетентности, а также
потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного
развития и для решения профессиональных задач);
- психологическую профилактику (система мероприятий, направленных на выявление и
предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка
профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим
работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания,
обучения и развития);
- участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума, Совета
Профилактики, ППМС школы.
2.3.4. Повышение качества психологической помощи участникам образовательного
процесса.
Это система мер, направленных на развитие кадрового потенциала, материальнотехнической базы психологической службы; формирование единого информационного
пространства, обеспечение психологической службы унифицированным и сертифицированным
психодиагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием; повышение уровня
профессионализма педагогов-психологов службы через систему повышения квалификации,
обобщение и распространение опыта психологической работы, участие в конкурсах
профессионального мастерства.
РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
3.1. Основными направлениями работы педагога-психолога в школе являются: адаптация
обучающихся 1 класса к обучению в школе в соответствии с ФГОС НОО УО, адаптация вновь
прибывших учащихся, работа с детьми «группы риска» (с трудностями в обучении и
поведенческими проблемами, склонными к асоциальному поведению).
3.2. Занятия психолога могут осуществляться в индивидуальной и групповой формах.
Группы для занятий формируются в начале учебного года по результатам
диагностической работы , а также в течение года по запросам администрации, учителей и
воспитателей. Группы могут быть гомогенными и гетерогенными по возрастному и половому
признаку, это зависит от целей и задач реализуемых в группе занятий.
Список учащихся для индивидуальных занятий также составляется в начале и дополнятся
во время учебного года. На индивидуальном психологическом сопровождении могут состоять
3

вновь прибывшие воспитанники (с целью адаптации к учреждению), а также воспитанники с
трудностями в обучении (дети с инвалидностью, дети со сложной структурой дефекта и т.д.) и
поведенческими проблемами (склонные к асоциальному поведению) по решению ПМПК.
3.3. Выявление детей с уровнем актуального развития и поведенческими проблемами для
зачисления на психологическое сопровождение проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая и
записывается в журнал психодиагностики. Все дети с выявленными проблемами регистрируются
в списке для последующего распределения по группам и определения маршрута сопровождения
и выбора программы для личностного развития.
На каждого обучающегося, поставленного на индивидуальное психологическое
сопровождение заполняется индивидуальная психолого – педагогического карта развития, в
которой отражаются особенности психического развития воспитанников, а также
индивидуальный маршрут психологического сопровождения.
3.4. Психологические занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю и не чаще 3
раз. Продолжительность занятий зависит от возрастного состава их участников и целей занятий.
В среднем она составляет от 20 до 45 минут.
3.5. В середине и конце учебного года с помощью диагностических срезов отслеживается
эффективность психологической работы с детьми. При наличии стабильной положительной
динамики развития корректируемых показателей ребенок или группа детей снимаются с
сопровождения. В случае незначительной динамики развития, корректируются формы и методы
работы с детьми, занятия продолжаются.
РАЗДЕЛ VΙ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
4.1. ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Педагог-психолог обязан:
4.1.1. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение
психического, соматического и социального благополучия воспитанников.
4.1.2. Содействовать охране прав учащихся в соответствии с Конвенцией о правах
ребенка и законодательством Российской Федерации.
4.1.3. Способствовать гармонизации социальной сферы школы и осуществлять
превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации
воспитанников.
4.1.4. Проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения с
целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных
представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
4.1.5. Определять факторы, препятствующие развитию личности воспитанников, и
принимать меры по оказанию им различного вида психологической помощи.
4.1.6. Формировать психологическую культуру воспитанников, педагогических
работников и родителей (законных представителей).
4.1.7. Оказывать помощь учащимся, законным представителям и педагогическому
коллективу в решении конкретных психолого-педагогических проблем.
4.1.8. Участвовать в планировании и разработке развивающих и коррекционных
программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных
особенностей личности воспитанников.
4.1.9. Согласовывать планы работы и систематически предоставлять администрации
отчеты о результатах деятельности по психологическому сопровождению учащихся школы.
4.2. ПРАВА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Педагог-психолог имеет право:
4.2.1. Свободно выбирать и использовать методы и методики психолого-педагогической
работы.
4

4.2.2. Участвовать в педсоветах, методических объединениях, производственных
совещаниях на уровне школы.
4.2.3. Повышать квалификацию.
4.2.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним объяснения.
4.2.5. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную
категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
4.3. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
4.3.1. Перспективный план работы психолога на год, утвержденный директором
школы.
4.3.2. Циклограмма
4.3.3. Режим (расписание) работы.
4.3.4. Журнал учета видов деятельности педагога-психолога (Приложение 1):
 Журнал консультаций;
 Журнал коррекционно – развивающей работы (групповой);
 Журнал индивидуальной работы с детьми группы риска;
 Журнал групповой работы;
 Журнал организационно – методической работы.
4.3.5. Программы коррекционно – развивающих занятий (групповой и индивидуальной
работы)
4.3.6. Индивидуальная психолого – педагогического карта (Приложение 2)
4.3.7. Психологические заключения и выписки по результатам диагностических тестов.
(Приложение 3)
4.3.8. Психологические характеристики детей.
4.3.9. Психолого - педагогическое сопровождение детей, состоящих на учете
(Приложение 4 «Личная карта»);
4.3.10. Аналитические отчеты о работе психолога за год
4.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕАДАГОГА-ПСИХОЛОГА
4.4.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке педагогпсихолог несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время индивидуальных и
групповых консультаций и иных психолого-педагогических мероприятий, а также за нарушение
прав и свобод, обучающихся во время их проведения.
4.4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и
Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и
иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей педагог-психолог несет
дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
4.4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим
насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка
педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым
законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный
проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5

Приложение 1
Журнал консультаций

№ Дата
п/п

Повод
обращения

Пол Возр. Врем
я

Проблемы
(выявленные)

Примечание

1.

Журнал учета групповых коррекционно – развивающих занятий
№
п/п
1.

Список участников

Дата проведения

Дата

Тема. Название
занятия

Примечание

С.Маша

Журнал учета индивидуальной работы с детьми группы риска
№
п/п

Дата

ФИО

Возраст

Причина
обращения

Проблема

Вид
работы

Примечание

Журнал групповой работы
Дата
проведе
ния

Категория
слушателей

Форма
мероприятия

Тема

Примечание

Журнал организационно – методической работы
Дата

Содержание работы

Примечание

6

Приложение 2
Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка
Ф.И.О.______________________________________________________________________________________
ГОД РОЖД._________________________________________________________________________________
ДИАГНОЗ:__________________________________________________________________________________
КЛАСС (ГРУППА):___________________________________________________________________________
ОУ ПОСЕЩАЕТ С___________________________________________________________________________
ДОМ. АДРЕС:_______________________________________________________________________________
МАТЬ:______________________________________________________________________________________
ОТЕЦ:______________________________________________________________________________________
I. Особенности познавательной сферы
Восприятие:_________________________________________________________________________________
Внимание:__________________________________________________________________________________
Память:____________________________________________________________________________________
Мышление: _________________________________________________________________________________
II. Работоспособность на занятиях
Включение в работу___________________________________________________________________________
Темп выполнения заданий_______________________________________________________________________
Переключаемость_____________________________________________________________________________
Сосредоточенность___________________________________________________________________________
Качество работы_____________________________________________________________________________
Продуктивность______________________________________________________________________________
Утомление наступает_________________________________________________________________________
III. Особенности эмоционально-волевой сферы
Общий эмоциональный фон_____________________________________________________________________
Какие эмоции превалируют_____________________________________________________________________
Заинтересованность ребенка в выполнении заданий________________________________________________
Реакция на успех или неудачу___________________________________________________________________
Адекватность реакций________________________________________________________________________
Возбудимость_______________________________________________________________________________
Наличие
аффективных
реакций,
наличие
страхов,
проявление
негативизма
_____________________________________________________________________________________________
Возможность адекватной оценки своих результатов
_____________________________________________________________________________________________
Способность к волевому усилию_________________________________________________________________
IV. Личностно-характерологические особенности
Самооценка___________________________________________________________________________________
Поведение среди сверстников____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Отношение с воспитателями или педагогами______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Активность__________________________________________________________________________________
Тревожность_________________________________________________________________________________
Агрессивность________________________________________________________________________________
Критичность_________________________________________________________________________________
V. Рекомендации
Рекомендации педагогам_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Рекомендации родителям_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
VI. Занятия с психологом
_____________________________________________________________________________________________
VII. Динамика
_____________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог_________________________

7

Приложение 3

Заключение
по результатам проведенного психодиагностического исследования
Педагог-психолог_____________________________________________________________
Сроки проведения исследования________________________________________________
Объект исследования (ФИО ребенка, класс, группа)________________________________
Причина исследования________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Внешний вид и поведение в ситуации обследования
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________
Темп работы и работоспособность_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Примененные методики ( автор, название)_______________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценочные шкалы, значимые в данном исследовании____________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Результаты исследования:
Количественные данные
Задание
Результаты выполнения
Заключение
диагностического задания
Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов
и выводы по результатам________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

8

Приложение 4
ЛИЧНАЯ КАРТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Ф.И.О._________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________
Класс ________________________________________________________________
Запрос ________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Жалобы ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Особенности поведения в классе
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Программа
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Цель
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Срок реализации программы
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Результат
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Примечание
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

ДАТА

ЗАНЯТИЕ

ПРИМЕЧАНИЕ

9


Наверх

Учетная политика, учетная политика для целей налогообложения

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».