Положение об организации дополнительного образования

Принято
на заседании
педагогического совета
(протокол № 1
от 30.08.2022 г.)

Согласовано
с Советом
МБОУ СОШ № 25
им.П.К.Каледина
«30» августа 2022г.

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 25
им. П. К. Каледина
_______________ Ковалева Т.В.
Приказ № 324 от 31.08.2022г.

Положение
об организации и осуществлении образовательнойдеятельности по
дополнительным общеобразовательным программам в МБОУ СОШ № 25
им.П.К.Каледина.

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:

 Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации" от 14.07.2022 N 295-ФЗ (последняя редакция);
 Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки";
 Приказом Министерства Просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 “Обутверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам”;
 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей, утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14, зарегистрированного в Минюсте РФ 20.08.2014 г.,
регистрационный номер33660);
 Уставом МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина.

1.2. Порядок

организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (далее – Порядок) регулирует
организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной
деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
и инвалидов.

1.3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
МБОУ СОШ направлена на:
 формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической
культурой и спортом;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
 обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;


 выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
 профессиональную ориентацию обучающихся;
 создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
 подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
инвалидов;
 социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
 формирование общей культуры обучающихся;
 удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных
государственных требований.

1.4. Дополнительное образование строится на принципах природосообразности, гуманизма,
демократии, творческого развития личности, свободного выбора ребенком вида и объема
деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого
обучающегося.

1.5. Дополнительное

образование организуется в целях формирования единого
образовательного пространства МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина, повышения качества
образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих
средах. Дополнительное образование является равноправным, взаимодополняющим
компонентом базового образования.

1.6. Задачи дополнительного образования:
 создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей иинтересов
детей, укрепления их здоровья;
 личностно – нравственное развитие и профессиональное самоопределение
обучающихся;
 обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптациидетей к
жизни в обществе;
 формирование общей культуры школьников;
 воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободамчеловека,
любви к Родине, природе, семье.

2. Организация деятельности.
2.1. Дополнительное образование (далее - ДО)предназначено для педагогически
целесообразной занятости детей в возрасте от 6,5 до 18 лет в их свободное (внеурочное)
время.

2.2. Руководителем ДО является заместитель директора по воспитательной работе, который
организует работу ДО и несет ответственность за результаты его деятельности.

Содержание ДО определяется образовательными программами - примерными
(рекомендованными
Министерством
образования
РФ),
модифицированными
(адаптированными), авторскими.

2.3.

Запись в кружки, секции обучающихся осуществляется на основе свободного выбора
детьми образовательной области и образовательныхпрограмм.

2.4.

Структура ДО определяется целями и задачами ДО детей в общеобразовательной
школе, количеством и направленностью реализуемых дополнительных программ.

2.5.

2.6. Штатное расписание ДО формируется в соответствии с его структурой и может
меняться в связи с производственной необходимостью и развитием ДО. Деятельность
педагогов ДО определяется соответствующими должностными инструкциями.
3. Содержание

образовательного процесса в объединениях
дополнительного образования
3.1. Работа объединений ДО осуществляется на основе годовых и других видов планов,
образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных директором
школы или его заместителем по дополнительному образованию.

3.2. В объединениях ДО реализуются программы дополнительного образования для детей
различных уровней школьного образования и направленностей (физкультурно-спортивной,
художественно-эстетической,
научно- технической, туристско – краеведческой,
культурологической, естественнонаучной).
Дополнительные
общеобразовательные
программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Педагогические работники ДО могут пользоваться примерными программами либо
использовать программы других учреждений дополнительного образования детей.
Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными
учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся
одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся
основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии,
оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее –
объединения), а также индивидуально.

3.3.

3.4. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в
пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в
порядке, установленном локальным нормативным актом МБОУ СОШ.
Занятия в объединениях ДО могут проводиться по программам одной тематической
направленности или комплексным программам.

3.5.

3.6. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, возрастной
состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательных и
воспитательных задач, психолого- педагогической целесообразности, санитарногигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в пояснительной
записке к программе.

4. Организация образовательного процесса при реализации программ
дополнительного образования.
4.1. Деятельность по организации дополнительного образования в МБОУ СОШ № 25 им.
П.К.Каледина осуществляется при наличии лицензии на реализацию дополнительного
образования.
4.2. Занятия начинаются не позднее первого сентября текущего учебного года и
заканчиваются в соответствии с годовым учебным графиком школы.
4.3. Организация дополнительного образования в школе осуществляется в соответствии с
«Образовательной программой муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 25 имени П.К.Каледина».
4.4. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным
программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурноспортивной, художественной, туристско- краеведческой, социально-педагогической).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом
объединения.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Формы
обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются порядком,
установленном законодательством Российской Федерации, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации от18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226).
4.5. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются как самостоятельно,
так и посредством сетевых форм их реализации.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ может применяться
форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе
представления содержания образовательной программы и построения учебных планов,
использования соответствующих образовательных технологий.
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и
средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред
физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
4.6.
Дополнительные общеобразовательные программы ежегодно обновляются с
учетом развития науки, техники, культуры, экономики,технологий и социальной сферы.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ объединения могут
организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для
совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).

4.7. Количество обучающихся в группах определяется требованиями СанПиН 2.4.4.317214 и с учётом площади помещений МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина следующее:

Площадь
(на одного
ученика)

Количество
детей в группе

Учебный
кабинет
Спортивный
зал,
спортивные
объекты
на
территории
ОУ

4,5

Не более 30

4

Не более 25 (в
зависимости от
реализуемой
программы
дополнительног
о образования)

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Спортивные
объекты
школы
Учебный
кабинет

3,6

Не более 13

4,5

Не более 10

4,5

Не более 10

4

Не более 25

3,6

Не более 13

№
п.п.

Направленность

Помещение

1.

Художественная

2.

Физкультурноспортивная

3.

Естественнонаучная
Культурологическ ая

4.
5.
6.

7.

Социальнопедагогическая
Туристкокраеведческое
Техническое

4.8.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях,
переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.

4.9. Продолжительность занятий в группах определяется требованиямиСанПиН
2.4.4.3172-14:
Число
занятий в
неделю

Число и продолжительность
занятий в день

1. Техническая
1.1. Объединения с
использованием
компьютерной техники

2-3

2 по 45 мин.;
2 по 30 мин. для детей в
возрасте до 10 лет;
2 по 45 мин. для остальных
обучающихся;

2. Художественная
2.1. Объединения
изобразительного и
декоративноприкладного
искусства

2-3
2-3

2-3 по 45 мин.;
2-4 по 45 мин.;

2.2. Музыкальные и вокальные
объединения

2-3

2-3 по 45 мин. (групповые
занятия);
30-45 мин. (индивидуальные
занятия);

2.3. Хоровые объединения
2.4. Оркестровые
объединения

2-4
2-3

2-3 по 45 мин.
30-45 мин. (индивидуальные
занятия); репетиция до 4-х часов
с внутренним перерывом 20-25мин.;

2.5. Хореографические
объединения

2-4

2 по 30 мин. для детей в
возрасте до 8 лет;
2 по 45 мин. - для остальных
обучающихся;

N
п/п

Направленность
объединения

1-3

2-4 по 45 мин.; занятия на
2-4;
1-2 похода местности или поход
или занятия - до 8 часов;
на
местности
в месяц

3.

Туристскокраеведческая

4.

Естественно-научная

1-3

2-3 по 45 мин.;
занятия на местности до 8 час;

Физкультурноспортивная
5.1. Занятия по дополнительным
общеразвивающим
программам в
области

2-3

1 до 45 мин. для детей в

5.

возрасте до 8 лет;
2 по 45 мин. - для
остальных
обучающихся;

физической
культуры и спорта
Спортивнооздоровительные группы
(кроме командных
игровых итехнических
видов
спорта)

2-3

5.3.

Спортивнооздоровительные
группы в командноигровых видах
спорта

2-3

2 по 45 мин.;

5.4.

Спортивнооздоровительные группы
в технических
видах спорта

2-3

2 по 45 мин.

Культурологическая

1-2

1-2 по 45 мин.

2

2-3 по 45 мин.

5.2.

6.
6.1.

Тележурналистика

1 до 45 мин. для детей в

возрасте до 8 лет;
2 по 45 мин. - для

остальных
обучающихся;

7.

Военно- патриотическая

2-4

8.

Социальнопедагогическая
Предшкольное развитие

1-2
2-3

1-4 по 30 мин.

Дети с
оппозиционно
вызывающим
расстройством
(ОВР)

2-4

1-2 по 45 мин.

8.1.
8.2.

3.

Туристскокраеведческая

1-3 по 45 мин.;
занятия на местности - до 8
часов
1-3 по 45 мин.

2-4 по 45 мин.; занятия на
2-4;
1-2 похода местности или поход
или занятия - до 8 часов;
на
местности
в месяц

4.10. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется
с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной
нагрузке обучающихся в школе. Расписание составляется в начале учебного года
администрацией школы с учетом с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей
обучающихся.

Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания
производится только с согласия администрации школы.
4.11. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут
предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия,
которые проводятся по группам или индивидуально (лекции, семинары, концерты,
экскурсии и др.).
4.12. В течение учебного года педагог дополнительного образования ведет журнал
работы группы, являющейся учетным документом, систематически проводит с
обучающимися инструктажи по технике безопасности.
4.13.
Зачисление обучающихся в группы дополнительного образования осуществляется
по заявлению родителей, на срок, предусмотренный для освоения программы.
4.14. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители
(законные представители).
4.15.
Промежуточная аттестация обучающихся определяются в форме, установленной
дополнительной образовательной программой, в порядке, установленном календарным
графиком, периодичностью проведения 1 раз в полугодии.
4.16.
Педагогическая
деятельность
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
осуществляется
лицами,
имеющими
среднее
профессиональное или высшее образование и отвечающими квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным
стандартам.
МБОУ СОШ вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных
программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках
укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей
среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» в случае
рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных
квалификационными справочниками.
4.17. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов и
инвалидов в МБОУ СОШ организуется образовательный процесс по дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития
указанных категорий обучающихся.
В МБОУ СОШ создаются специальные условия, без которых невозможно или затруднено
освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями
обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья, детьми- инвалидами и инвалидами понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
проведение групповых и индивидуальных занятий, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным
предпрофессиональным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их
психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов.
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
4.18. МБОУ СОШ на договорной основе оказывает услуги по реализации дополнительных
общеобразовательных программ, организации досуговой деятельности обучающихся
педагогическим коллективам других образовательных организаций, а также молодежным и
детским общественным объединениям и организациям.

5. Контроль за выполнение данного положения.
5.1. Контроль за организацией работы объединений (групп) дополнительного образования
в школе осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
5.2. С целью выполнения функции контроля администрация школы имеет право:
 проводить
проверки
документации
педагогов
дополнительного образования школы, характеризующей организацию
работы групп дополнительного образования;
 проводить сверку численности детей в группах дополнительного
образования со списочным составом.

6. Заключение
6.1. Положение об организации ДО в образовательном учреждении рассматривается на
педагогическом совете.
6.2. Изменения и дополнения в настоящее положение могут вноситься в соответствии с
принятыми изменениями и дополнениями в законодательных документах федерального,
регионального и муниципального уровней, регулирующих данное направление
образовательной деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Учетная политика, учетная политика для целей налогообложения

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».