Положение об организации дополнительного образования

Принято
на заседании
педагогического совета
(протокол № 1
от 30.08.2022 г.)

Согласовано
с Советом
МБОУ СОШ № 25
им.П.К.Каледина
«30» августа 2022г.

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 25
им. П. К. Каледина
_______________ Ковалева Т.В.
Приказ № 324 от 31.08.2022г.

Положение
об организации и осуществлении образовательнойдеятельности по
дополнительным общеобразовательным программам в МБОУ СОШ № 25
им.П.К.Каледина.

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами:

 Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации" от 14.07.2022 N 295-ФЗ (последняя редакция);
 Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки";
 Приказом Министерства Просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 “Обутверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам”;
 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей, утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14, зарегистрированного в Минюсте РФ 20.08.2014 г.,
регистрационный номер33660);
 Уставом МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина.

1.2. Порядок

организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (далее – Порядок) регулирует
организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной
деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
и инвалидов.

1.3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
МБОУ СОШ направлена на:
 формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической
культурой и спортом;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
 обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;


 выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
 профессиональную ориентацию обучающихся;
 создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
 подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
инвалидов;
 социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
 формирование общей культуры обучающихся;
 удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных
государственных требований.

1.4. Дополнительное образование строится на принципах природосообразности, гуманизма,
демократии, творческого развития личности, свободного выбора ребенком вида и объема
деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого
обучающегося.

1.5. Дополнительное

образование организуется в целях формирования единого
образовательного пространства МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина, повышения качества
образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих
средах. Дополнительное образование является равноправным, взаимодополняющим
компонентом базового образования.

1.6. Задачи дополнительного образования:
 создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей иинтересов
детей, укрепления их здоровья;
 личностно – нравственное развитие и профессиональное самоопределение
обучающихся;
 обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптациидетей к
жизни в обществе;
 формирование общей культуры школьников;
 воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободамчеловека,
любви к Родине, природе, семье.

2. Организация деятельности.
2.1. Дополнительное образование (далее - ДО)предназначено для педагогически
целесообразной занятости детей в возрасте от 6,5 до 18 лет в их свободное (внеурочное)
время.

2.2. Руководителем ДО является заместитель директора по воспитательной работе, который
организует работу ДО и несет ответственность за результаты его деятельности.

Содержание ДО определяется образовательными программами - примерными
(рекомендованными
Министерством
образования
РФ),
модифицированными
(адаптированными), авторскими.

2.3.

Запись в кружки, секции обучающихся осуществляется на основе свободного выбора
детьми образовательной области и образовательныхпрограмм.

2.4.

Структура ДО определяется целями и задачами ДО детей в общеобразовательной
школе, количеством и направленностью реализуемых дополнительных программ.

2.5.

2.6. Штатное расписание ДО формируется в соответствии с его структурой и может
меняться в связи с производственной необходимостью и развитием ДО. Деятельность
педагогов ДО определяется соответствующими должностными инструкциями.
3. Содержание

образовательного процесса в объединениях
дополнительного образования
3.1. Работа объединений ДО осуществляется на основе годовых и других видов планов,
образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных директором
школы или его заместителем по дополнительному образованию.

3.2. В объединениях ДО реализуются программы дополнительного образования для детей
различных уровней школьного образования и направленностей (физкультурно-спортивной,
художественно-эстетической,
научно- технической, туристско – краеведческой,
культурологической, естественнонаучной).
Дополнительные
общеобразовательные
программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Педагогические работники ДО могут пользоваться примерными программами либо
использовать программы других учреждений дополнительного образования детей.
Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными
учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся
одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся
основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии,
оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее –
объединения), а также индивидуально.

3.3.

3.4. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в
пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в
порядке, установленном локальным нормативным актом МБОУ СОШ.
Занятия в объединениях ДО могут проводиться по программам одной тематической
направленности или комплексным программам.

3.5.

3.6. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, возрастной
состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательных и
воспитательных задач, психолого- педагогической целесообразности, санитарногигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в пояснительной
записке к программе.

4. Организация образовательного процесса при реализации программ
дополнительного образования.
4.1. Деятельность по организации дополнительного образования в МБОУ СОШ № 25 им.
П.К.Каледина осуществляется при наличии лицензии на реализацию дополнительного
образования.
4.2. Занятия начинаются не позднее первого сентября текущего учебного года и
заканчиваются в соответствии с годовым учебным графиком школы.
4.3. Организация дополнительного образования в школе осуществляется в соответствии с
«Образовательной программой муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 25 имени П.К.Каледина».
4.4. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным
программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурноспортивной, художественной, туристско- краеведческой, социально-педагогической).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом
объединения.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Формы
обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются порядком,
установленном законодательством Российской Федерации, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации от18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226).
4.5. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются как самостоятельно,
так и посредством сетевых форм их реализации.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ может применяться
форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе
представления содержания образовательной программы и построения учебных планов,
использования соответствующих образовательных технологий.
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и
средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред
физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
4.6.
Дополнительные общеобразовательные программы ежегодно обновляются с
учетом развития науки, техники, культуры, экономики,технологий и социальной сферы.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ объединения могут
организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для
совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).

4.7. Количество обучающихся в группах определяется требованиями СанПиН 2.4.4.317214 и с учётом площади помещений МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина следующее:

Площадь
(на одного
ученика)

Количество
детей в группе

Учебный
кабинет
Спортивный
зал,
спортивные
объекты
на
территории
ОУ

4,5

Не более 30

4

Не более 25 (в
зависимости от
реализуемой
программы
дополнительног
о образования)

Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Учебный
кабинет
Спортивные
объекты
школы
Учебный
кабинет

3,6

Не более 13

4,5

Не более 10

4,5

Не более 10

4

Не более 25

3,6

Не более 13

№
п.п.

Направленность

Помещение

1.

Художественная

2.

Физкультурноспортивная

3.

Естественнонаучная
Культурологическ ая

4.
5.
6.

7.

Социальнопедагогическая
Туристкокраеведческое
Техническое

4.8.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях,
переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.

4.9. Продолжительность занятий в группах определяется требованиямиСанПиН
2.4.4.3172-14:
Число
занятий в
неделю

Число и продолжительность
занятий в день

1. Техническая
1.1. Объединения с
использованием
компьютерной техники

2-3

2 по 45 мин.;
2 по 30 мин. для детей в
возрасте до 10 лет;
2 по 45 мин. для остальных
обучающихся;

2. Художественная
2.1. Объединения
изобразительного и
декоративноприкладного
искусства

2-3
2-3

2-3 по 45 мин.;
2-4 по 45 мин.;

2.2. Музыкальные и вокальные
объединения

2-3

2-3 по 45 мин. (групповые
занятия);
30-45 мин. (индивидуальные
занятия);

2.3. Хоровые объединения
2.4. Оркестровые
объединения

2-4
2-3

2-3 по 45 мин.
30-45 мин. (индивидуальные
занятия); репетиция до 4-х часов
с внутренним перерывом 20-25мин.;

2.5. Хореографические
объединения

2-4

2 по 30 мин. для детей в
возрасте до 8 лет;
2 по 45 мин. - для остальных
обучающихся;

N
п/п

Направленность
объединения

1-3

2-4 по 45 мин.; занятия на
2-4;
1-2 похода местности или поход
или занятия - до 8 часов;
на
местности
в месяц

3.

Туристскокраеведческая

4.

Естественно-научная

1-3

2-3 по 45 мин.;
занятия на местности до 8 час;

Физкультурноспортивная
5.1. Занятия по дополнительным
общеразвивающим
программам в
области

2-3

1 до 45 мин. для детей в

5.

возрасте до 8 лет;
2 по 45 мин. - для
остальных
обучающихся;

физической
культуры и спорта
Спортивнооздоровительные группы
(кроме командных
игровых итехнических
видов
спорта)

2-3

5.3.

Спортивнооздоровительные
группы в командноигровых видах
спорта

2-3

2 по 45 мин.;

5.4.

Спортивнооздоровительные группы
в технических
видах спорта

2-3

2 по 45 мин.

Культурологическая

1-2

1-2 по 45 мин.

2

2-3 по 45 мин.

5.2.

6.
6.1.

Тележурналистика

1 до 45 мин. для детей в

возрасте до 8 лет;
2 по 45 мин. - для

остальных
обучающихся;

7.

Военно- патриотическая

2-4

8.

Социальнопедагогическая
Предшкольное развитие

1-2
2-3

1-4 по 30 мин.

Дети с
оппозиционно
вызывающим
расстройством
(ОВР)

2-4

1-2 по 45 мин.

8.1.
8.2.

3.

Туристскокраеведческая

1-3 по 45 мин.;
занятия на местности - до 8
часов
1-3 по 45 мин.

2-4 по 45 мин.; занятия на
2-4;
1-2 похода местности или поход
или занятия - до 8 часов;
на
местности
в месяц

4.10. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется
с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной
нагрузке обучающихся в школе. Расписание составляется в начале учебного года
администрацией школы с учетом с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей
обучающихся.

Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания
производится только с согласия администрации школы.
4.11. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут
предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия,
которые проводятся по группам или индивидуально (лекции, семинары, концерты,
экскурсии и др.).
4.12. В течение учебного года педагог дополнительного образования ведет журнал
работы группы, являющейся учетным документом, систематически проводит с
обучающимися инструктажи по технике безопасности.
4.13.
Зачисление обучающихся в группы дополнительного образования осуществляется
по заявлению родителей, на срок, предусмотренный для освоения программы.
4.14. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители
(законные представители).
4.15.
Промежуточная аттестация обучающихся определяются в форме, установленной
дополнительной образовательной программой, в порядке, установленном календарным
графиком, периодичностью проведения 1 раз в полугодии.
4.16.
Педагогическая
деятельность
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных
программ
осуществляется
лицами,
имеющими
среднее
профессиональное или высшее образование и отвечающими квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным
стандартам.
МБОУ СОШ вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных
программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках
укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей
среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» в случае
рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных
квалификационными справочниками.
4.17. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов и
инвалидов в МБОУ СОШ организуется образовательный процесс по дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития
указанных категорий обучающихся.
В МБОУ СОШ создаются специальные условия, без которых невозможно или затруднено
освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями
обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья, детьми- инвалидами и инвалидами понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
проведение групповых и индивидуальных занятий, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным
предпрофессиональным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их
психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов.
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,
детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
4.18. МБОУ СОШ на договорной основе оказывает услуги по реализации дополнительных
общеобразовательных программ, организации досуговой деятельности обучающихся
педагогическим коллективам других образовательных организаций, а также молодежным и
детским общественным объединениям и организациям.

5. Контроль за выполнение данного положения.
5.1. Контроль за организацией работы объединений (групп) дополнительного образования
в школе осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
5.2. С целью выполнения функции контроля администрация школы имеет право:
 проводить
проверки
документации
педагогов
дополнительного образования школы, характеризующей организацию
работы групп дополнительного образования;
 проводить сверку численности детей в группах дополнительного
образования со списочным составом.

6. Заключение
6.1. Положение об организации ДО в образовательном учреждении рассматривается на
педагогическом совете.
6.2. Изменения и дополнения в настоящее положение могут вноситься в соответствии с
принятыми изменениями и дополнениями в законодательных документах федерального,
регионального и муниципального уровней, регулирующих данное направление
образовательной деятельности.


Наверх

Учетная политика, учетная политика для целей налогообложения

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».