Принято на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 30.08.2022 г.) Согласовано с Советом МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина «30» августа 2022г. Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 25 им. П. К. Каледина _______________ Ковалева Т.В. Приказ № 324 от 31.08.2022г. Положение об организации и осуществлении образовательнойдеятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными документами: Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 14.07.2022 N 295-ФЗ (последняя редакция); Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; Приказом Министерства Просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 “Обутверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам”; Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14, зарегистрированного в Минюсте РФ 20.08.2014 г., регистрационный номер33660); Уставом МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина. 1.2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее – Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. 1.3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам МБОУ СОШ направлена на: формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 1.4. Дополнительное образование строится на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося. 1.5. Дополнительное образование организуется в целях формирования единого образовательного пространства МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина, повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Дополнительное образование является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. 1.6. Задачи дополнительного образования: создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей иинтересов детей, укрепления их здоровья; личностно – нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся; обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптациидетей к жизни в обществе; формирование общей культуры школьников; воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободамчеловека, любви к Родине, природе, семье. 2. Организация деятельности. 2.1. Дополнительное образование (далее - ДО)предназначено для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 6,5 до 18 лет в их свободное (внеурочное) время. 2.2. Руководителем ДО является заместитель директора по воспитательной работе, который организует работу ДО и несет ответственность за результаты его деятельности. Содержание ДО определяется образовательными программами - примерными (рекомендованными Министерством образования РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими. 2.3. Запись в кружки, секции обучающихся осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательныхпрограмм. 2.4. Структура ДО определяется целями и задачами ДО детей в общеобразовательной школе, количеством и направленностью реализуемых дополнительных программ. 2.5. 2.6. Штатное расписание ДО формируется в соответствии с его структурой и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием ДО. Деятельность педагогов ДО определяется соответствующими должностными инструкциями. 3. Содержание образовательного процесса в объединениях дополнительного образования 3.1. Работа объединений ДО осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ и учебно-тематических планов, утвержденных директором школы или его заместителем по дополнительному образованию. 3.2. В объединениях ДО реализуются программы дополнительного образования для детей различных уровней школьного образования и направленностей (физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, научно- технической, туристско – краеведческой, культурологической, естественнонаучной). Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Педагогические работники ДО могут пользоваться примерными программами либо использовать программы других учреждений дополнительного образования детей. Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее – объединения), а также индивидуально. 3.3. 3.4. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом МБОУ СОШ. Занятия в объединениях ДО могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным программам. 3.5. 3.6. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательных и воспитательных задач, психолого- педагогической целесообразности, санитарногигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в пояснительной записке к программе. 4. Организация образовательного процесса при реализации программ дополнительного образования. 4.1. Деятельность по организации дополнительного образования в МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина осуществляется при наличии лицензии на реализацию дополнительного образования. 4.2. Занятия начинаются не позднее первого сентября текущего учебного года и заканчиваются в соответствии с годовым учебным графиком школы. 4.3. Организация дополнительного образования в школе осуществляется в соответствии с «Образовательной программой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 25 имени П.К.Каледина». 4.4. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурноспортивной, художественной, туристско- краеведческой, социально-педагогической). Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются порядком, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226). 4.5. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации дополнительных общеобразовательных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. 4.6. Дополнительные общеобразовательные программы ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики,технологий и социальной сферы. При реализации дополнительных общеобразовательных программ объединения могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей). 4.7. Количество обучающихся в группах определяется требованиями СанПиН 2.4.4.317214 и с учётом площади помещений МБОУ СОШ № 25 им. П.К.Каледина следующее: Площадь (на одного ученика) Количество детей в группе Учебный кабинет Спортивный зал, спортивные объекты на территории ОУ 4,5 Не более 30 4 Не более 25 (в зависимости от реализуемой программы дополнительног о образования) Учебный кабинет Учебный кабинет Учебный кабинет Спортивные объекты школы Учебный кабинет 3,6 Не более 13 4,5 Не более 10 4,5 Не более 10 4 Не более 25 3,6 Не более 13 № п.п. Направленность Помещение 1. Художественная 2. Физкультурноспортивная 3. Естественнонаучная Культурологическ ая 4. 5. 6. 7. Социальнопедагогическая Туристкокраеведческое Техническое 4.8. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. 4.9. Продолжительность занятий в группах определяется требованиямиСанПиН 2.4.4.3172-14: Число занятий в неделю Число и продолжительность занятий в день 1. Техническая 1.1. Объединения с использованием компьютерной техники 2-3 2 по 45 мин.; 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет; 2 по 45 мин. для остальных обучающихся; 2. Художественная 2.1. Объединения изобразительного и декоративноприкладного искусства 2-3 2-3 2-3 по 45 мин.; 2-4 по 45 мин.; 2.2. Музыкальные и вокальные объединения 2-3 2-3 по 45 мин. (групповые занятия); 30-45 мин. (индивидуальные занятия); 2.3. Хоровые объединения 2.4. Оркестровые объединения 2-4 2-3 2-3 по 45 мин. 30-45 мин. (индивидуальные занятия); репетиция до 4-х часов с внутренним перерывом 20-25мин.; 2.5. Хореографические объединения 2-4 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся; N п/п Направленность объединения 1-3 2-4 по 45 мин.; занятия на 2-4; 1-2 похода местности или поход или занятия - до 8 часов; на местности в месяц 3. Туристскокраеведческая 4. Естественно-научная 1-3 2-3 по 45 мин.; занятия на местности до 8 час; Физкультурноспортивная 5.1. Занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области 2-3 1 до 45 мин. для детей в 5. возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся; физической культуры и спорта Спортивнооздоровительные группы (кроме командных игровых итехнических видов спорта) 2-3 5.3. Спортивнооздоровительные группы в командноигровых видах спорта 2-3 2 по 45 мин.; 5.4. Спортивнооздоровительные группы в технических видах спорта 2-3 2 по 45 мин. Культурологическая 1-2 1-2 по 45 мин. 2 2-3 по 45 мин. 5.2. 6. 6.1. Тележурналистика 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся; 7. Военно- патриотическая 2-4 8. Социальнопедагогическая Предшкольное развитие 1-2 2-3 1-4 по 30 мин. Дети с оппозиционно вызывающим расстройством (ОВР) 2-4 1-2 по 45 мин. 8.1. 8.2. 3. Туристскокраеведческая 1-3 по 45 мин.; занятия на местности - до 8 часов 1-3 по 45 мин. 2-4 по 45 мин.; занятия на 2-4; 1-2 похода местности или поход или занятия - до 8 часов; на местности в месяц 4.10. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной нагрузке обучающихся в школе. Расписание составляется в начале учебного года администрацией школы с учетом с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации школы. 4.11. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально (лекции, семинары, концерты, экскурсии и др.). 4.12. В течение учебного года педагог дополнительного образования ведет журнал работы группы, являющейся учетным документом, систематически проводит с обучающимися инструктажи по технике безопасности. 4.13. Зачисление обучающихся в группы дополнительного образования осуществляется по заявлению родителей, на срок, предусмотренный для освоения программы. 4.14. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители). 4.15. Промежуточная аттестация обучающихся определяются в форме, установленной дополнительной образовательной программой, в порядке, установленном календарным графиком, периодичностью проведения 1 раз в полугодии. 4.16. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. МБОУ СОШ вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками. 4.17. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов и инвалидов в МБОУ СОШ организуется образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. В МБОУ СОШ создаются специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми- инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, проведение групповых и индивидуальных занятий, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 4.18. МБОУ СОШ на договорной основе оказывает услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой деятельности обучающихся педагогическим коллективам других образовательных организаций, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям. 5. Контроль за выполнение данного положения. 5.1. Контроль за организацией работы объединений (групп) дополнительного образования в школе осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. 5.2. С целью выполнения функции контроля администрация школы имеет право: проводить проверки документации педагогов дополнительного образования школы, характеризующей организацию работы групп дополнительного образования; проводить сверку численности детей в группах дополнительного образования со списочным составом. 6. Заключение 6.1. Положение об организации ДО в образовательном учреждении рассматривается на педагогическом совете. 6.2. Изменения и дополнения в настоящее положение могут вноситься в соответствии с принятыми изменениями и дополнениями в законодательных документах федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих данное направление образовательной деятельности.