Принято
на заседании
педагогического совета
(протокол № 1
от 30.08.2022 г.)
Согласовано
с Советом
МБОУ СОШ № 25
им.П.К.Каледина
«30» августа 2022г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 25
им. П. К. Каледина
_______________ Ковалева Т.В.
Приказ № 324 от 31.08.2022г.
Положение
о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина
Общие положения
1.1.
Настоящее Положение регламентирует порядок разработки, требования к
структуре, содержанию, оформлению, а также процедуру утверждения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (далее - Программа) в МБОУ СОШ № 25
им.П.К.Каледина (далее – Учреждение).
1.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными
документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ; Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" от 14.07.2022 N 295-ФЗ (последняя редакция),
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа
2013
года №
1008 «Об утверждении Порядка организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях
к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Устав МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина.
1.3.
В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – представляет
собой модель образовательного процесса и рассматривается как один из показателей качества
дополнительного образования. Программа является нормативным документом, представляющим
комплекс основных характеристик образования (объем, порядок, содержание, планируемые
результаты, формы и методы организации образовательного процесса), организационнопедагогических условий и форм аттестации, а также оценочных и методических материалов.
Образовательная деятельность – деятельность по реализации Программы.
Направленность образования – ориентация Программы на конкретные области знания и
(или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое
содержание,
преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения
Программы.
1.4. Содержание дополнительных общеобразовательных программ ориентировано на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой
и спортом, техническим творчеством;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры обучающихся.
2. Структура и содержание структурных элементов программы
2.1. Программа включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание программы.
5. Контрольно-оценочные средства.
6. Условия реализации программы.
7. Приложения.
2.2. Титульный лист – структурный элемент Программы, включающий сведения о
названии Программы, (которое должно отражать ее содержание), срок реализации,
направленность, возраст учащихся, тип программы, авторство.
На титульном листе рекомендуется указывать:
наименование Учреждения;
где, когда и кем утверждена Программа;
направленность, название Программы;
возраст обучающихся, на которых рассчитана Программа;
срок реализации Программы;
ФИО, должность разработчика(ов) Программы;
название населенного пункта, в котором реализуется Программа;
год разработки Программы.
Образец оформления титульного листа см. Приложение № 1.
2.3. Пояснительная записка раскрывает общие характеристики программы:
направленность;
новизну, актуальность для целевой группы (ответ на вопрос, зачем современным детям в
современных условиях нужна конкретная программа);
отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже
существующих образовательных программ;
цель (должна отражать предполагаемый результат) и задачи;
адресат программы – краткая характеристика учащихся, возрастные особенности, иные
медико-психологические характеристики;
объем и срок реализации дополнительной образовательной программы;
формы (очная, очно-заочная или сочетаются разные формы) и режим занятий;
особенности состава учащихся (группы одного возраста или разного, состав постоянный
или переменный и др.);
особенности организации образовательного процесса (традиционная форма или на основе
сетевого взаимодействия);
планируемые результаты: предметные, личностные и метапредметные;
если программа реализуется более одного года, планируемые результаты формулируются
отдельно на каждый год обучения).
2.4. Учебно-тематический план программы содержит (данный раздел рекомендуется
представлять в табличной форме):
перечень разделов, тем;
количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды
занятий;
если программа реализуется более одного года, учебно-тематическое планирование
представляется после планируемых результатов каждого года ее освоения.
2.5. Содержание программы отражается через краткое описание разделов и тем:
с разбивкой на теорию и практику;
с указанием образовательных форм проведения учебного занятия;
с перечислением видов учебной деятельности обучающихся при освоении темы учебного
занятия;
с указанием основных понятий, терминов, которые должны усвоить обучающиеся в
рамках изучения темы.
2.6. Контрольно-оценочные средства включают в себя:
формы подведения итогов реализации программы и формы фиксации результата (краткое
описание оценочных процедур, технологий, посредством которых осуществляется контроль и
оценка планируемых результатов освоения учащимися программы);
критерии и показатели определения уровня освоения обучающимися планируемых
результатов;
перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися
планируемых результатов.
2.7. Условия реализации программы включают:
перечень дидактических материалов;
перечень презентационного материала (в т.ч. мультимедийных презентаций, учебных
фильмов);
перечень материально-технического обеспечения;
перечень информационных ресурсов (в т.ч. название интернет-ресурсов с указанием адреса
в сети интернет);
перечень литературы для обеспечения программы, в т.ч. нормативных документов и
свежих источников по направленности программы (источники обязательной для изучения
литературы не «старше» 5-10 лет; источники дополнительной литературы без ограничений года
издания).
2.8. Приложения
2.9. Программа должна отвечать требованиям технологичности и возможностям ее
использования в широкой образовательной практике.
3. Технические требования к оформлению программы
3.1. Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word,
шрифтом Times New Roman, 12-14 кегль, одинарный межстрочный интервал, выравнивание по
ширине, абзац 1,25 см, на бумаге формата А4 (210x297 мм). Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм,
снизу и сверху – 20 мм.
3.2. Текст набирать единым шрифтом. Для оформления внутри текста можно
использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме
тире) не ставятся. Переносы внутри текста не ставятся.
3.3. Каждый раздел оформляется с новой страницы.
3.4. Стиль программы официально – деловой.
3.5. Страницы нумеруются последовательно, начиная с 2-й страницы, т. е. после
титульного листа, далее последовательная нумерация всех листов. Номер страницы
располагается в нижнем правом углу.
3.6. Заголовки набираются полужирным шрифтом, выравнивание по центру, точка в
конце заголовка не ставится.
Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный
интервал.
Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно
полным.
Заголовок отделяется от предыдущего текста - одним интервалом, если есть подзаголовок
- двумя. (1. Наименование подзаголовка первого уровня; 1.1. Наименование подзаголовка
второго уровня).
3.7. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
4. Разработка, согласование и утверждение программы
4.1. Программа разрабатывается МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина по следующим
направленностям:
художественной,
естественнонаучной,
физкультурно-спортивной,
технической, социально- педагогической, туристско-краеведческой.
4.2. Программу разрабатывает педагог дополнительного образования, тренерпреподаватель самостоятельно. Заместители директора по УВР осуществляют индивидуальное и
групповое консультирование в процессе разработки программы.
4.3. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
обсуждение Программы на заседании Педагогического совета МБОУ СОШ № 25
им.П.К.Каледина (обсуждение Программы происходит в период, предшествующий срокам
комплектования объединений);
решение о допуске программы к реализации принимается коллегиально, открытым
голосованием, большинством голосов;
Программа утверждается и разрешается к реализации приказом директора МБОУ СОШ №
25 им.П.К.Каледина;
Процедура утверждения должна завершиться до 1 сентября текущего года.
4.4. Программы ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы, изменений в законодательстве и проходят
процедуру утверждения в соответствии с п.4.2., 4.3. настоящего Положения.
4.5. Один экземпляр утвержденной Программы хранится у заместителя директора по УВР,
второй – у педагога дополнительного образования или тренера-преподавателя, разработавшего
данную Программу.
5. Заключительные положения
5.1. Положение обсуждается и принимается на заседании Педагогического совета;
вводится в действие приказом директора МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина с указанием даты
введения.
5.2. В случае необходимости в настоящее Положение могут быть внесены изменения и
дополнения. Изменения и дополнения, вносимые в Положение, вступают в силу в том же
порядке.
5.3. После утверждения текст Положения размещается на информационном стенде,
официальном сайте МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина.
ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
Приложение 1
Управление образования Администрации города Новочеркасска
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 имени П.К.Каледина
Принята на заседании
Утверждаю:
методического (педагогического) совета
Директор МОУ ДОД ДДТ
от " "
20 г.
_ /ФИО/
Протокол N
" "
20 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
"Рукодельница"
Возраст обучающихся: 10 - 12 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Петрова Мария Степановна, педагог
дополнительного образования
г.Новочеркасск, 2022
Приложение 2
ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
N
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
аттестации/контроля
ОФОРМЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП.
Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег
приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег,
кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др.
Эстафета. Спортивные игры.
Приложение 3
ОФОРМЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО УЧЕБНОГО ГРАФИКА
Время
N Месяц Число
п/п
проведения
занятия
Форма Кол-во Тема
Место
Форма
занятия часов занятия проведения контроля