Принято на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 30.08.2022 г.) Согласовано с Советом МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина «30» августа 2022г. Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 25 им. П. К. Каледина _______________ Ковалева Т.В. Приказ № 324 от 31.08.2022г. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок разработки, требования к структуре, содержанию, оформлению, а также процедуру утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее - Программа) в МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина (далее – Учреждение). 1. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 14.07.2022 N 295-ФЗ (последняя редакция), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Устав МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина. 1.3. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – представляет собой модель образовательного процесса и рассматривается как один из показателей качества дополнительного образования. Программа является нормативным документом, представляющим комплекс основных характеристик образования (объем, порядок, содержание, планируемые результаты, формы и методы организации образовательного процесса), организационнопедагогических условий и форм аттестации, а также оценочных и методических материалов. Образовательная деятельность – деятельность по реализации Программы. Направленность образования – ориентация Программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения Программы. 1.4. Содержание дополнительных общеобразовательных программ ориентировано на: формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, техническим творчеством; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся. 2. Структура и содержание структурных элементов программы 2.1. Программа включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание программы. 5. Контрольно-оценочные средства. 6. Условия реализации программы. 7. Приложения. 2.2. Титульный лист – структурный элемент Программы, включающий сведения о названии Программы, (которое должно отражать ее содержание), срок реализации, направленность, возраст учащихся, тип программы, авторство. На титульном листе рекомендуется указывать: наименование Учреждения; где, когда и кем утверждена Программа; направленность, название Программы; возраст обучающихся, на которых рассчитана Программа; срок реализации Программы; ФИО, должность разработчика(ов) Программы; название населенного пункта, в котором реализуется Программа; год разработки Программы. Образец оформления титульного листа см. Приложение № 1. 2.3. Пояснительная записка раскрывает общие характеристики программы: направленность; новизну, актуальность для целевой группы (ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа); отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; цель (должна отражать предполагаемый результат) и задачи; адресат программы – краткая характеристика учащихся, возрастные особенности, иные медико-психологические характеристики; объем и срок реализации дополнительной образовательной программы; формы (очная, очно-заочная или сочетаются разные формы) и режим занятий; особенности состава учащихся (группы одного возраста или разного, состав постоянный или переменный и др.); особенности организации образовательного процесса (традиционная форма или на основе сетевого взаимодействия); планируемые результаты: предметные, личностные и метапредметные; если программа реализуется более одного года, планируемые результаты формулируются отдельно на каждый год обучения). 2.4. Учебно-тематический план программы содержит (данный раздел рекомендуется представлять в табличной форме): перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий; если программа реализуется более одного года, учебно-тематическое планирование представляется после планируемых результатов каждого года ее освоения. 2.5. Содержание программы отражается через краткое описание разделов и тем: с разбивкой на теорию и практику; с указанием образовательных форм проведения учебного занятия; с перечислением видов учебной деятельности обучающихся при освоении темы учебного занятия; с указанием основных понятий, терминов, которые должны усвоить обучающиеся в рамках изучения темы. 2.6. Контрольно-оценочные средства включают в себя: формы подведения итогов реализации программы и формы фиксации результата (краткое описание оценочных процедур, технологий, посредством которых осуществляется контроль и оценка планируемых результатов освоения учащимися программы); критерии и показатели определения уровня освоения обучающимися планируемых результатов; перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. 2.7. Условия реализации программы включают: перечень дидактических материалов; перечень презентационного материала (в т.ч. мультимедийных презентаций, учебных фильмов); перечень материально-технического обеспечения; перечень информационных ресурсов (в т.ч. название интернет-ресурсов с указанием адреса в сети интернет); перечень литературы для обеспечения программы, в т.ч. нормативных документов и свежих источников по направленности программы (источники обязательной для изучения литературы не «старше» 5-10 лет; источники дополнительной литературы без ограничений года издания). 2.8. Приложения 2.9. Программа должна отвечать требованиям технологичности и возможностям ее использования в широкой образовательной практике. 3. Технические требования к оформлению программы 3.1. Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman, 12-14 кегль, одинарный межстрочный интервал, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, на бумаге формата А4 (210x297 мм). Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм. 3.2. Текст набирать единым шрифтом. Для оформления внутри текста можно использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы перед знаками препинания (кроме тире) не ставятся. Переносы внутри текста не ставятся. 3.3. Каждый раздел оформляется с новой страницы. 3.4. Стиль программы официально – деловой. 3.5. Страницы нумеруются последовательно, начиная с 2-й страницы, т. е. после титульного листа, далее последовательная нумерация всех листов. Номер страницы располагается в нижнем правом углу. 3.6. Заголовки набираются полужирным шрифтом, выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал. Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным. Заголовок отделяется от предыдущего текста - одним интервалом, если есть подзаголовок - двумя. (1. Наименование подзаголовка первого уровня; 1.1. Наименование подзаголовка второго уровня). 3.7. Таблицы вставляются непосредственно в текст. 4. Разработка, согласование и утверждение программы 4.1. Программа разрабатывается МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина по следующим направленностям: художественной, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, технической, социально- педагогической, туристско-краеведческой. 4.2. Программу разрабатывает педагог дополнительного образования, тренерпреподаватель самостоятельно. Заместители директора по УВР осуществляют индивидуальное и групповое консультирование в процессе разработки программы. 4.3. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры: обсуждение Программы на заседании Педагогического совета МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина (обсуждение Программы происходит в период, предшествующий срокам комплектования объединений); решение о допуске программы к реализации принимается коллегиально, открытым голосованием, большинством голосов; Программа утверждается и разрешается к реализации приказом директора МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина; Процедура утверждения должна завершиться до 1 сентября текущего года. 4.4. Программы ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, изменений в законодательстве и проходят процедуру утверждения в соответствии с п.4.2., 4.3. настоящего Положения. 4.5. Один экземпляр утвержденной Программы хранится у заместителя директора по УВР, второй – у педагога дополнительного образования или тренера-преподавателя, разработавшего данную Программу. 5. Заключительные положения 5.1. Положение обсуждается и принимается на заседании Педагогического совета; вводится в действие приказом директора МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина с указанием даты введения. 5.2. В случае необходимости в настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения. Изменения и дополнения, вносимые в Положение, вступают в силу в том же порядке. 5.3. После утверждения текст Положения размещается на информационном стенде, официальном сайте МБОУ СОШ № 25 им.П.К.Каледина. ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ Приложение 1 Управление образования Администрации города Новочеркасска муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 имени П.К.Каледина Принята на заседании Утверждаю: методического (педагогического) совета Директор МОУ ДОД ДДТ от " " 20 г. _ /ФИО/ Протокол N " " 20 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Рукодельница" Возраст обучающихся: 10 - 12 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Петрова Мария Степановна, педагог дополнительного образования г.Новочеркасск, 2022 Приложение 2 ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА N п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля ОФОРМЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП) Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП. Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др. Эстафета. Спортивные игры. Приложение 3 ОФОРМЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО УЧЕБНОГО ГРАФИКА Время N Месяц Число п/п проведения занятия Форма Кол-во Тема Место Форма занятия часов занятия проведения контроля